К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Счетная палата сочла недостаточным финансирование развития отстающих регионов

Фото Михаила Джапаридзе /ТАСС
Фото Михаила Джапаридзе /ТАСС
Государство выделило недостаточно средств для кардинальных перемен в регионах с низким уровнем социально-экономического развития, констатировала Счетная палата. Утвержденное финансирование изначально не отвечало поставленным в 2020 году амбициозным задачам, а с учетом удорожания строительства из-за санкций регионы допустили отказ от некоторых планов

Индивидуальные планы развития (ИПР), принятые для регионов, отстающих по социально-экономическим показателям, нуждаются в больших объемах бюджетного финансирования для получения значимого эффекта. К таким выводам пришла Счетная палата в докладе, посвященном анализу эффективности ИПР, с которым ознакомился Forbes.

Работа над индивидуальными программами для раскрытия экономического потенциала отстающих регионов России началась в 2019 году по поручению Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост премьер-министра. Индивидуальные планы на 2020-2024 годы с учетом локальной специфики разработали для 10 регионов: Чувашии, Курганской и Псковской областей, Марий Эл, Алтайского края, Республики Алтай, Тывы, Карелии, Калмыкии и Адыгеи. На тот момент это были регионы с наихудшими показателями по четырем критериям: уровень безработицы и бедности, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в регионе, динамика инвестиций в основной капитал (без учета бюджетных). Регионы Дальнего Востока и Северного Кавказа не вошли в программу, поскольку для них приняты специальные программы.

По оценке аудиторов, регионы, где действовала программа, последние три года развивались несколько быстрее средних темпов по стране и существенно лучше других менее развитых регионов, прежде всего Северного Кавказа. Наиболее позитивные изменения аудиторы увидели в Псковской области, Марий Эл, Адыгее и Чувашии. Наименьшие изменения — в Республике Алтай и Калмыкии. «По состоянию на 1 июля 2023 года в результате реализации мероприятий создано более 12 000 рабочих мест и привлечено более 172 млрд рублей инвестиций», — отмечается в докладе.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Утвержденный объем финансирования для всех 10 регионов на пять лет — 52 млрд рублей, из которых 50 млрд рублей — за счет федерального бюджета. Общий объем фактического финансирования в 2020–2022 годах составил 30,375 млрд рублей. С учетом этого поставленные изначально цели оказались завышенными и стали скромнее после корректировки в 2022 году. 

Доля финансирования по данной программе в общих доходах регионов варьируется от 0,6% в Алтайском крае и до 4,1% в Калмыкии. В силу небольшого масштаба оценить вклад именно ИПР в развитие регионов «представляется затруднительным», отмечают аудиторы. «Реализация ИПР с учетом объемов их финансирования изначально не может привести к кардинальным изменениям социально-экономического развития в соответствующих субъектах, — констатировала Счетная палата. — В связи с этим для получения значимого эффекта на региональном уровне требуется увеличение финансирования ИПР регионов». 

 

Санкции привели к удорожанию строительных материалов и оборудования, а объем финансирования программы — фиксированный. Из-за этого администрации регионов допускают отказ от создания некоторых объектов, чтобы суметь реализовать приоритетные планы, предупредили аудиторы. Большинство регионов попросило увеличить финансирование и продлить программу дальше 2024 года. Так, Республика Алтай предложила продлить программу до 2030 года. Вместе с тем Счетная палата сочла нецелесообразным продлевать программу в Адыгее. По большинству параметров Адыгея значительно опережает остальные девять регионов и изначально «не должна была войти в число регионов, для которых разрабатывалась программа», указали аудиторы. В Контрольно-счетной палате Адыгеи считают, что завершать программу преждевременно. По уровню средней зарплаты республика занимает предпоследнее место среди регионов Южного федерального округа (44 229 рублей по данным за 10 месяцев 2023 года), по итогам 2022 года Адыгея вошла в число четырех регионов, где выросла доля людей за чертой бедности (11,6%), а реальные доходы населения упали на 3%.

По мнению Счетной палаты, индивидуальные планы можно было бы разработать прежде всего для Хакасии и Томской области, всех регионов Северо-Кавказского федерального округа, кроме Ставрополья (в связи с ликвидацией Минкавказа в 2020 году), наименее развитых дальневосточных регионов: Еврейской АО, Бурятии и Забайкалья.

Для Карелии, где, кроме индивидуального плана развития, действует федеральная целевая программа, которую правительство продлило до 2030 года, необходимо выбрать что-то одно, считают аудиторы. При этом председатель Контрольно-счетной палаты Карелии Алексей Дорохов указал, что «необходимо принимать во внимание, что с учетом новых геополитических факторов Карелия, имея самую большую протяженность границы с территорией страны, входящей в НАТО, стоит перед лицом новых задач и приоритетов в развитии экономики и социальной сферы региона».

 

Распространять ИПР на все приграничные регионы, по мнению аудиторов, нерационально, «поскольку с учетом различий в их социально-экономическом положении и особенностей геополитической ситуации для поддержки различных регионов может потребоваться принципиально отличающийся набор мер (поддержка действующего бизнеса, содействие переселению граждан и т. д.)».  

Forbes направил вопросы о том, планируется ли увеличить финансирование, в Минфин. Минэкономразвития поддерживает идею увеличить финансирование программы. «Чем выше будет финансирование, тем больше будет достигнуто положительных эффектов в регионах от реализации ИПР», — сообщила Forbes пресс-служба министерства, указав, что окончательное решение по финансированию — за правительством. На 2025-2026 годы в федеральном бюджете уже зарезервировано по 1 млрд на каждый регион, участвующий в программе, уточнили в министерстве. Ведомство удовлетворено реализацией ИПР. «Уровень безработицы (в регионах, где реализуется ИПР. — Forbes) снизился по сравнению со среднероссийским уровнем в два с половиной раза. По темпам снижения уровня бедности девять из десяти регионов вошли в число лучших и средних в России. В семи из десяти регионов в 2020–2022 годах отмечается положительная динамика объема инвестиций по сравнению с периодом 2015–2019 годов», — перечислил замглавы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков. Министерство предлагает продлить ИПР до 2030 года, но обновить критерии отбора регионов и методологию составления планов. Вопрос об изменениях в списке регионов-участников будет рассмотрен на уровне правительства, уточнил представитель Минэкономразвития.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+