Способны ли российские инвесторы предсказывать поведение фондового рынка
В своей книге «Мудрость толпы» американский журналист Джеймс Шуровьески описывает реакцию фондового рынка на унесшую жизни семи астронавтов катастрофу «Челленджера» в 1986 году, когда космический корабль взорвался через минуту с небольшим после старта. Американский фондовый рынок тогда отреагировал падением акций производителей компонентов шаттла — двигателей, топливных баков, наземного оборудования — и безошибочно определил виновника катастрофы, компанию Morton Thiokol, построившую твердотопливную ракету-носитель. Ее акции упали сильнее других и продолжали падать в течение нескольких дней. Инвесторы оказались правы: спустя шесть месяцев именно Morton Thiokol была признана виновником аварии. Тема коллективной мудрости рынка проходит красной нитью и через книгу Бартона Биггса Wealth, War & Wisdom об истории фондовых рынков во время Второй мировой войны. Знаменитый американский управляющий приходит к выводу, что мнение разнообразных экспертов стоит игнорировать как «бессвязную болтовню», а вот коллективное мнение, выраженное в движениях цен биржевых активов, — это то, к чему мы должны отнестись с уважением.
Должны ли мы с уважением относиться к поведению частных инвесторов на российском фондовом и валютном рынке за последние 10 лет, включая их позиции во время «спецоперации»*?
Рынок акций
Розничные инвесторы оказались отличными прогнозистами на протяжении последних 10 лет. В 100% случаев на пике рынка они занимали короткую позицию во фьючерсах по индексам Московской биржи. Стоит отметить, правда, что фьючерсами торгуют все же более профессиональные инвесторы, чем те, кто действует по принципу «купил и держи». Также частные клиенты правильно определили семь из девяти раз, когда рынок акций достигал дна. Ошибочный пессимизм был только в двух случаях — в марте и декабре 2014 года.
Ярким примером коллективной мудрости оказалось занятие масштабных коротких позиций в моменты многолетних максимумов индекса в январе 2020 года (перед началом эпидемии коронавируса) и октябре 2021 года, за четыре месяца до начала «спецоперации». Также на 100% верными оказались действия инвесторов и в последние два года. При минимуме индекса РТС в этом году, который был 16 февраля, частные инвесторы заняли длинную позицию, которую сохраняют по сегодняшний день.
Валютный рынок
Это интересная иллюстрация того, как российские инвесторы хорошо умеют угадывать правильные моменты для покупки доллара и не умеют для его продажи. В 100% случаев локальных минимумов курса доллара физические лица формировали большую валютную позицию во фьючерсах на валюту. Но за 10 лет ни разу не оказались в правильной короткой долларовой позиции в момент максимального падения рубля. Как правило, они начинали уходить в короткие позиции — делали ставку на снижение доллара — на ранней стадии девальвации рубля и по мере дальнейшего роста курса доллара были вынуждены нести убытки.
Почему частные инвесторы так хорошо предугадывают все движения фондового рынка и минимумы по доллару, но всегда ошибаются, когда надо сделать ставку на укрепление рубля?
Возможно, потому, что мудрый подход и заключается в том, чтобы не ловить дно у падающей валюты. На развивающихся рынках девальвации часто приобретают необратимый характер. Куда бы курс ни упал, если не происходит быстрого восстановления, цены на товары индексируются, и новый валютный курс становится базой для дальнейшей девальвации, если в экономике остались дисбалансы (отток капитала либо торговый дефицит).
Поведение рубля за последние 30 лет с большими обвалами в 1998 и 2014 годах и длинными периодами стабильности было нехарактерным для развивающихся рынков. Большинство валют девальвировалось более равномерно, чем рубль.
Практические идеи
Будут ли работать индикаторы поведения российских розничных инвесторов в будущем так же хорошо, как и в прошлом? Несмотря на уход в 2022 году иностранных портфельных инвесторов, думаю, что это вполне возможно. Частные инвесторы генерируют сейчас значительные обороты биржевых торгов, но с точки зрения объемов располагаемых активов существенно уступают институциональным инвесторам. Иными словами, маленькие и активные инвесторы могут обыгрывать индекс за счет крупных и неповоротливых игроков.
Это видно по результатам ПИФов акций. Например, в 2022 году средний убыток фондов с активами свыше 1 млрд рублей составил 37,4%, а фондов с активами от 100 млн до 1 млрд рублей — 33,1%. С начала 2023 года на начало октября крупнейшие фонды со средним результатом плюс 53,7% проиграли фондам категории от 100 млн до 1 млрд рублей ровно 1%.
Толпа частных профессиональных инвесторов (здесь мы говорим именно о срочном рынке) может обыграть и крупнейшие, и просто крупные фонды. Физические лица сейчас занимают длинную позицию во фьючерсах на индекс РТС, то есть ставят на рост стоимости российских акций в долларовом выражении. К их мнению я бы прислушался.
На валютном рынке позиция физических лиц не лучший индикатор. В предыдущие эпизоды сильной девальвации рубля розничные инвесторы были вынуждены преждевременно закрыть свои спекулятивные ставки на укрепление рубля и, соответственно, на ослабление доллара.
Два примера поведения частных инвесторов на разных сегментах финансового рынка отражают факт, что ни к какой отдельной теории на фондовом рынке нельзя подходить как к догме. Одни сегменты рынка могут быть более, а другие менее эффективными. Бывают периоды высокой эффективности, а иногда на рынках царит просто хаос.
Разбирая поведение фондовых индексов, Бартон Биггс обращает внимание на то, что, хотя в большинстве стран инвесторы оказались замечательными прогнозистами, заранее предсказывая исход боевых действий и делая верные ставки на победителей, французский фондовый рынок оказался совершенно неэффективным.
После оккупации Франции нацистами в 1940 году рынок акций начал было расти. Инвесторы сделали ставку на то, что оккупация продлится долго, а германское правление, возможно, улучшит ситуацию с французской экономикой. И они совершили чудовищную ошибку. «Крутой подъем цен на акции, продолжавшийся до 1941 года, был ралли для дураков», — пишет Бартон Биггс. И оно сменилось обвалом только после того, как Германия потерпела поражение под Сталинградом.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.