Работающим с серебром ювелирам могут разрешить перейти на «упрощенку» с 2024 года
Когда ювелирам вернут «упрощенку»
Несмотря на то, что в 2023 году не был принят законопроект о возвращении ювелирам, работающим с серебром, права использовать упрощенную систему налогообложения, есть вероятность, что эти ювелиры смогут пользоваться УСН уже в 2024 году. «По поручению президента Минфином прорабатываются поправки в Налоговый кодекс, направленные на поддержку малых и средних предприятий (МСП), работающих с серебром. Также рассматривается возможность применения этих поправок с начала 2024 года», — сообщил Forbes представитель Минфина.
УСН позволяет платить налог 6% с оборота или 15% с дохода и не платить налог на добавленную стоимость (НДС). Решение отменить УСН для ювелиров было принято в марте 2022 года. Кардинальные изменения для отрасли сопутствовали отмене НДС при продаже банками гражданам золотых слитков и позиционировались как мера против «перетока» инвестиционного золота в производство.
Пока полной прослеживаемости продажи золотых слитков нет. Поэтому золото, не облагаемое НДС, может быть использовано и для производства ювелирных изделий, и «тот премиальный продукт, который будет продаваться в рознице, окажется без НДС», объяснял решение замглавы Минфина Алексей Сазанов. «Мы, как государство, не можем мириться с этим», — подчеркивал замминистра. Дополнительные сборы НДС, благодаря отмене спецрежимов для ювелиров, оценивались в 20-30 млрд рублей.
ФНС объясняла отмену УСН для ювелирной отрасли «борьбой со схемами». «Но учитывая, что по серебру не было выявлено больших проблем, этот вопрос претерпел изменения, и сейчас мы ждем поправки», — говорила в начале декабря начальник управления ФНС по налогообложению юрлиц Марина Бакчеева. По поручению президента, правительство должно было до 1 августа рассмотреть возможность вернуть право на специальные налоговые режимы предприятиям, реализующим изделия из серебра. Минфин подтверждал планы вернуть УСН для серебра в июне и в октябре 2023 года.
Но изменения в законодательство не успели принять до окончания сессии Госдумы в 2023 году. При этом для перехода на УСН с нового года предприниматель обязан уведомить налоговую до 31 декабря. Поэтому законных оснований, по которым работающие с серебром ювелиры могли бы перейти на УСН в 2024 году, пока нет.
«Мы стараемся найти формулировки, которые позволят ювелирам, работающим с серебром, применять УСН не с 2025 года, а раньше, — пояснил Forbes член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Павел Тараканов, который участвует в подготовке законопроекта. — Концептуально Минфин не против того, чтобы разрешить применять УСН раньше 2025 года. Но нужно найти юридико-техническое оформление этого решения».
Налоговый кодекс позволяет давать обратную силу законам, улучшающим положение налогоплательщиков. «Другое дело, что переход от общей системы налогообложения (ОСН) на спецрежим потребует пересчета обязательств и подачи уточненных деклараций по всем применимым налогам. Соответственно, переходные положения должны быть детально прописаны в законе, чтобы избежать недоразумений и споров. Это особенно важно по НДС», — прокомментировал Forbes налоговый эксперт Борис Луцет. Кроме того, возмещение ювелирам налоговых переплат, вероятно, не было учтено при планировании бюджета. «Не исключено, что во избежание излишних сложностей решение может быть принято, например, с 1 июля 2024 года. Но наиболее вероятным выглядит вступление предлагаемых норм в силу с 1 января 2025 года», — рассуждает эксперт.
В России срок вступления законов в силу во многом зависит не только от общих правил законотворчества, но и от политической целесообразности, отмечает исполнительный директор «Гильдии ювелиров России» Владимир Збойков. «Примеры действия законов задним числом есть. Хочется верить, что воля помочь участникам рынка изделий из серебра окажется решающим фактором», — оптимистичен он.
Сенатор Павел Тараканов объяснил задержку в изменении закона «крайней разрозненностью ювелирного сообщества». «Отрасль дает разнонаправленные сигналы. Это приводит к тому, что любые решения затягиваются, — говорит он. — Если бы ювелирное сообщество было едино в своей позиции и проявляло бы большую активность в отстаивании своих интересов, наверно, процесс шел бы быстрее».
Возврат УСН для серебра вынудит большую часть отрасли вести двойную бухгалтерию и дробить бизнес, допускают в Ассоциации ювелиров. «Политика государства должна быть последовательной, и менять Налоговый кодекс, выделяя отдельно серебро и создавая этим стимулы для дробления бизнеса, — нецелесообразно», — считает гендиректор ассоциации ювелиров Вадим Серов. Из более 22 000 производителей и продавцов ювелирных изделий всего 180 предприятий имеют дело исключительно с серебром, отмечают в ассоциации.
После возврата права на УСН для серебра ювелиры со смешанным ассортиментом выберут что-то одно, считает владелец бренда «Очень Красивое Серебро» Анна Романовская. «Если основной объем — изделия из золота, то предприниматель выберет ОСН, если из серебра — то уберет из ассортимента золото и будет работать на УСН, — прогнозирует она. — Если вместе с правом на УСН вернут возможность применять патент (ПСН), дробления не будет». Ставка ПСН — 6%, а налоговой базой, с которой рассчитывают стоимость патента, является потенциально возможный годовой доход по конкретному виду деятельности. Его устанавливают власти регионов. ПСН позволяет заплатить в бюджет фиксированную сумму и не платить НДФЛ, налог на имущество, НДС. Но совмещать УСН и ПСН по одному виду деятельности можно, только работая в разных регионах.
Как ювелиры пережили год без УСН
Вместе с отменой УСН малые и средние ювелирные предприятия столкнулись с необходимость ведения полноценной бухгалтерии на ОСН. «Работать стало намного труднее, а экономический смысл такого труда стал намного ниже», — констатирует Владимир Збойков из «Гильдии ювелиров». «В регионах непросто найти хорошего бухгалтера по ОСН, а если найдешь — это дорого для маленькой мастерской или прилавка», — говорит Анна Романовская.
У предприятий оставался товар, полученный без НДС. Следовательно, при продаже остатков нельзя принять в зачет НДС и уменьшить налог на прибыль на стоимость остатков. «Это самая большая беда», — отмечает Романовская. Бизнесмены начали дробиться и массово уходить от НДС, используя статью 145 НК (позволяет не платить НДС, если выручка без учета НДС за три предшествующих месяца не превысила 2 млн рублей), отмечал президент Национального объединения ломбардов Андрей Жирных.
Ювелирные производства, розничные магазины и ломбарды обязаны встать на специальный учет в государственной системе ГИИС ДМК. Уже в IV квартале 2022 года, перед запретом УСН для ювелиров, со спецучета снялись 1254 предприятия, следует из данных Федеральной пробирной палаты (ФПП). Еще 2151 игрок вышел из реестра в I квартале 2023 года — максимальное количество за все время существования реестра. Общее количество объектов спецучета сократилось всего на 3,7% — с 22 891 в III квартале 2022 года (до всплеска выходов из реестра) до 22 049 в IV квартале 2023 года.
В основном закрываются точки продаж, говорит председатель общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина. По оценке «Гильдии ювелиров», закрылось порядка 30% малых предприятий торговли.
Динамику выпуска ювелирных изделий на продажу можно оценить по объему клеймения. Все ювелирные изделия, легально произведенные или ввезенные в Россию, кроме серебряных, должны быть с государственным пробирным клеймом. Если в 2022 году ФПП поставила клеймо на 26 млн золотых изделий, то в 2023 году — на 30,8 млн, на 15% больше. Однако ФПП не приводит данные, какую долю в этом объеме заняли импортные изделия.
Изделия из серебра не подлежат обязательному клеймению, но производители могут делать это добровольно. Общий объем клеймения серебряных украшений вырос на 5,7% — с 53 до 56,7 млн. Но эти цифры включают импорт. Объем клеймения импортных изделий подскочил на 160% — с 5 млн в 2022 до 13,8 млн в 2023 году. Объем клеймения серебряных изделий российского производства снизился на 12,5% — с 48 млн в 2022-м до 42,9 млн в 2023 году.
В 2024 году отрасль ждет новое ужесточение — введут двойную маркировку ювелирных изделий. Она будет наноситься не только на бирку, но и непосредственно на само изделие. Причем предприниматели обязаны промаркировать не только новые, но и старые изделия, а также купить дополнительное оборудование и программное обеспечение, подчеркивает Янина Гришина. Торгово-промышленная палата оценивала общие затраты отрасли из-за нововведений в 10 млрд рублей и предлагала отказаться от двойной маркировки. Ассоциация ювелиров предлагает отменить физическую маркировку остатков ювелирных изделий. Дело в том, что в розничных магазинах весь товарный ассортимент находится на прилавках, объяснил Вадим Серов. «Если отправить эти украшения на маркировку, существует риск на определенный период оказаться с пустыми прилавками — для удаленных городов на срок от полтора месяцев», — предупреждает он.