Бизнесу в русских офшорах предложили пожертвовать деньги регионам в обмен на льготы
Льготы в обмен на взнос
Для получения максимальных налоговых льгот компании в русских офшорах смогут внести 300 млн рублей непосредственно в бюджет Калининградской области или Приморского края. Взносы будут «окрашены» в бюджете, их можно будет потратить только целевым образом — на инфраструктуру. Такие поправки внесены ко второму чтению законопроекта о корректировке режима САР, подготовленного Советом Федерации. «Мы даем резидентам САР право напрямую пожертвовать в бюджет», — сообщил автор поправок, член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам 4 декабря.
Максимальные налоговые льготы в САР — 5% налога на прибыль на получаемые дивиденды, проценты и роялти и 10% на выплачиваемые, а также пониженные пороги владения для применения нулевой ставки по дивидендам и доходам от реализации акций/долей. Они доступны только тем компаниям, которые наймут в Калининграде или Владивостоке не менее 15 сотрудников, снимут офис от 50 кв. м и обязуются вложить 300 млн рублей в строительство социально-культурной, транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной или инженерной инфраструктуры в регионе САР в течение трех лет.
«Резидентам САР станет проще выполнить условие об инвестировании 300 млн рублей. Не нужно будет что-то самостоятельно строить или реконструировать, а правительство региона сможет выбрать, на что потратить целевые взносы», — отметил в разговоре с Forbes сенатор Александр Шендерюк-Жидков.
С учетом того, что доходы бюджета Калининградской области запланированы 112,8 млрд рублей в 2024 году, взнос 300 млн рублей от одной компании составит около 0,3% доходов бюджета. В Приморском крае при запланированных доходах 207,7 млрд рублей — 0,14%.
«Право сделать денежный взнос уберет обязательство заниматься стройкой — деятельностью, не свойственной холдингам вообще, — говорит партнер налоговой практики ТеДо Галина Науменко. — После оплаты взноса можно заниматься своей обычной холдинговой деятельностью, не переживая, что не будет получено какое-то разрешение или что в срок не выйдет проинвестировать средства».
В законопроекте не уточняется, будет ли взнос разовым, или же сумму 300 млн рублей можно будет внести частями. «По закону у резидента есть три года, чтобы оплатить эту сумму, однако точные условия могут быть согласованы в рамках соглашения между холдинговой компанией и управляющей компанией САР», — уточнил сенатор. «Инвестиции должны быть осуществлены в течение трех лет с даты начала применения пониженных налоговых ставок», — сообщил Forbes представитель Минфина.
Первоначальная версия законопроекта уже расширяет доступные формы инвестирования. Резиденты САР могут передать в собственность региона или города машины (не легковые автомобили), оборудование и инструменты. Например, если компания захочет купить медицинское оборудование, это будет разрешенной формой для целей получения пониженных налоговых ставок, объяснял замминистра финансов Алексей Сазанов. Передача имущества от компании в государственную собственность будет освобождена от НДС.
Опрошенные Forbes налоговые консультанты из бывшей «большой четверки» не отмечают массового спроса бизнеса на налоговые льготы. «Не все приходящие в САР компании заинтересованы в налоговых льготах, — подчеркивает партнер Б1 Марина Белякова. — Основное движение в САР связано с политическими рисками и сложностями ведения деятельности за рубежом».
«В основном в САР переезжают холдинговые компании с мажоритарной долей участия в дочерних компаниях, а для них достаточно стандартной налоговой льготы по дивидендам и доходам от реализации акций/долей, которая предусмотрена для обычных российских компаний», — пояснил Forbes партнер группы по оказанию услуг в области международного налогового планирования и реструктуризаций Kept Александр Токарев.
До 2022 года был живой интерес к налоговым льготам, особенно к пониженным ставкам налога на выплату дивидендов за рубеж, отмечает партнер департамента налогов и права компании ДРТ Наталья Кузнецова. «Санкции же вынудили большое количество компаний поспешно бежать из-за рубежа в САР от «культуры отмены» — даже компании не под санкциями сталкиваются с серьезными ограничениями по ведению бизнеса в «недружественных» странах. Погоня за налоговыми льготами стала уже второстепенной. Логика бизнеса такова: если будут дополнительные льготы — хорошо, если нет — то и льготы по общему российскому налоговому режиму тоже устроят», — пояснила эксперт.
Возможность прямого взноса в бюджет сделает налоговые льготы более востребованными, но не приведет к «кратному росту» инвестиций, подытожила Марина Белякова.
Юрлицам ограничат переезд из столиц
В марте 2022 года непосредственно российским юрлицам, а не только зарегистрированным за рубежом компаниям, разрешили «переезжать» в САР. «Но они должны за полгода отпроситься у исполнительного органа субъекта, где зарегистрированы», — подчеркивала замглавы комитета Госдумы по бюджету и налогам Ольга Ануфриева. Если налог на прибыль от такой компании составлял от 1% общих поступлений налога на прибыль в бюджет региона хотя бы в одном году предшествующей трехлетки, регион вправе «не отпустить» компанию.
Поправки осложнят для компаний переезд из городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Для них планку по доле поступлений налога на прибыль снизят до 0,1%. Вместе с тем компаниям, которые приносят меньше 1% сборов налога на прибыль (или меньше 0,1% для городов федерального значения) разрешат уведомлять о переезде местные власти всего лишь за один месяц.
Несколько российских юрлиц уже успели переехать в САР, отмечает Галина Науменко. Но «очереди в САР из российских юрлиц» эксперты не наблюдают. По мнению Науменко, сокращение срока согласования с властями до одного месяца должно повысить интерес.
Изначально доступ в САР для российских юрлиц открыли под давлением ЕС, который счел их «вредоносным» налоговым режимом. Но это не помогло избежать попадания уже в черный список ЕС в феврале этого года. Раз надежды Минфина избежать попадания в список ЕС не оправдались, можно было бы ослабить жесткие требования к уровню присутствия (найму 15 сотрудников и аренде офиса 50 кв. м) в САР, считает Токарев. По его словам, сейчас правила, особенно о найме 15 человек местного персонала, выглядят избыточными. На практике для холдинговой компании достаточно 3-4 сотрудников. Даже сами требования ЕС к экономическому присутствию гораздо либеральнее, подчеркивает Токарев.
Дополнительно Минфин разрешит резидентам САР добровольно отказываться от льготой 5-процентной ставки по процентным доходам. Изменения ожидаемы и востребованы бизнес-сообществом, отметил представитель Минфина — иногда применение 5-процентной ставки к доходам, полученным в виде процентов по долговым обязательствам, не воспринимается налогоплательщиками как налоговая преференция из-за особенностей определения налоговой базы. Заплатить налог на прибыль по стандартной ставке 20% вместо 5% может быть выгодно компаниям с небольшой разницей в ставках по полученным и выданным займам, говорит Галина Науменко. «Условно, компания привлекла заем под 10%, а выдала под 10,25%, по текущим правилам она заплатит налог в 5% со всех процентов по ставке 10,25%; если изменение будет принято, то 20% с 0,25%, то есть с реальной прибыли», — пояснила эксперт.
Самой насущной проблемой для бизнеса, по словам Науменко, остается требование выйти из реестра за рубежом за два года. Иностранные регуляторы и провайдеры затягивают процесс. Минэкономразвития прорабатывает механизм о праве резидентов САР в индивидуальном порядке получать разрешения о продлении срока до пяти лет. Для этого нужно будет доказать правительственной комиссии, что для выписки из-за рубежа сделано все возможное.
САР созданы в 2018 году как альтернатива популярным холдинговым юрисдикциям вроде Кипра и безопасная гавань для бизнеса под санкциями. Сейчас в САР — 292 компании, сообщила Forbes пресс-служба Минэкономразвития. «Это крупнейшие холдинги страны», — подчеркивал глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров. До ужесточения санкций в 2022 году крупнейшими резидентами были структуры таких групп, как En+, UC Rusal, «Уралхим», ПИК, агрокомплекс «Содружество», Газпромбанк, Совкомбанк, «Лента» и т. д. В 2023 году в САР переехали, в частности, VK — с Британских Виргинских островов и HeadHunter — с Сейшел. За 2023 год резидентами специальных районов стали 156 компаний — почти вдвое больше, чем годом ранее. Сейчас в «русских офшорах» 292 резидента, из них 64 зарегистрированы на острове Русский во Владивостоке.