ФАС возбудила дело против Сбербанка и его «дочки» из-за страховок для ипотеки
ФАС возбудила дело против Сбербанка и его «дочки» после жалоб клиентов банка на навязывание им страховок для ипотеки. При покупке страховки клиенты могли получить скидку по ставке на 1 п.п. по договору ипотеки. Такие действия ограничивают участников рынка и заемщиков, решили в ФАС. Служба пригрозила банку и его страховщику оборотными штрафами, если их вина будет доказана
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении Сбербанка и его дочерней компании — «Сбербанк страхование жизни», выявив в их действиях признаки заключения антиконкурентного соглашения, сообщила пресс-служба ведомства. Поводом стали жалобы граждан на навязывание страховки для ипотеки.
Служба пояснила, что заемщики жаловались на навязывание им пакета услуг «Домклик Плюс» в обмен на скидку в 1 п.п. на процентную ставку по договору ипотеки со Сбербанком. «По мнению службы, предложение Сбербанка и «Сбербанк страхование жизни» получить кредит на более выгодных условиях только в случае приобретения допуслуг у определенного банком страховщика ограничивает остальных участников рынка и граждан», — говорится в сообщении ФАС.
В ФАС добавили, что, если вина компаний будет доказана, им грозят оборотные штрафы от суммы выручки на рынке.
Forbes направил запрос банку.
На то, что клиенты «Сбера» начали жаловаться на условия ипотеки, «Коммерсантъ» обратил внимание в начале августа. Комментарии недовольных заемщиков появились на портале «Банки.ру». «После подтверждения ипотеки по пониженной ставке в личном кабинете «Домклик» появился добавленный платный пакет услуг «Домклик Плюс», хотя согласия на него я не давала», — рассказала одна из пострадавших. Она отметила, что годовая цена подписки значительно превышает стоимость страхования жизни и здоровья. Другой клиент рассказал, что воспользовался всеми услугами банка, которые влияют на снижение ставки, но в самом конце менеджеры сообщили, что обязательно нужно оплатить «Домклик Плюс».
Согласно постановлению ЦБ, банки «обязаны принимать страховки всех страховых с рейтингом А-», но в «Домклик Плюс» страховка включена в подписку и предполагает минус 1 п. п. к ставке по ипотеке — «это абсолютно уникальный случай, который полностью убивает конкуренцию», говорит CEO маркетплейса страховых продуктов Inssmart Артур Коломиец. По его словам, после запуска «Домклик Плюс» количество продаж в Inssmart упало в 10 раз. В компании пришли к выводу, что «это не связано с рынком, данный случай — исключительно последствия подписки, которые как раз иллюстрируют монопольность этого предложения».
В комментарии «Коммерсанту» пресс-служба «Сбера» отметила, что решение о приобретении «Домклик Плюс» клиент принимает самостоятельно и может отказаться от него после оформления кредита. Однако на сайте «Домклик» говорится, что при отказе расторжение договора возможно только с увеличением ставки по ипотеке.
Директор по развитию сервиса «FAST.Ипотека» Анна Морозова в августе отмечала, что потери других страховщиков из-за условий по «Домклик Плюс» за ближайший год могут составить 15–20% сборов. При этом в будущем ситуация ухудшится, поскольку клиент обязан продлевать пакет услуг до даты окончания кредитного договора либо досрочного погашения кредита. Источники газеты среди страховщиков отметили, что «сборы компаний в ипотечном сегменте, где запущена акция Сбербанка, уже упали почти до нуля».
Новость была обновлена: добавлен комментарий CEO маркетплейса страховых продуктов Inssmart.