К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В Госдуме предупредили об опасности больших долгов регионов

Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС
Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС
Если в 2023 году регионы должны направить на погашение бюджетных кредитов 48,4 млрд рублей, то в 2024-м — в четыре раза больше. Некоторым регионам предстоит тратить неприемлемую долю от своих доходов на погашение долгов, указали в Госдуме. Кроме того, долг регионов по концессиям составляет 2,5 трлн рублей — это колоссальный риск, который нигде не учитывается, отметил глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров

Долг не по карману

Некоторым регионам предстоит тратить на погашение долгов перед федеральным бюджетом 5-16% собственных доходов, на что не способна даже Москва. Об этом заявил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на пленарном заседании Госдумы 26 октября во время рассмотрения в первом чтении проекта федерального бюджета.

В 2021 году президент Владимир Путин предложил заместить коммерческие кредиты регионов, превышающие 25% их собственных доходов, бюджетными под льготный процент. Замена дорогих коммерческих кредитов «дешевыми бюджетными» сняла с них «серьезнейшую нагрузку», и «регионы вздохнули спокойно», отметил Макаров. Однако теперь «складывается ситуация, когда целому ряду регионов придется вернуть [в федеральный бюджет] от 5% до 16% объема собственных налоговых и неналоговых доходов, ни один регион, даже Москва, не в состоянии вернуть такой объем», констатировал Макаров. 

Если в 2023 году регионы должны направить на погашение бюджетных кредитов 48,4 млрд рублей, то в 2024-м — в четыре раза больше (208,1 млрд рублей), и еще на 73,5% больше в 2025 году — 361 млрд рублей, представил данные депутат.

 

«Огромные средства» были направлены на программу не для того, «чтобы сейчас регионы снова пошли в банки, взяли коммерческие кредиты, чтобы вернуть их в федеральный бюджет», подчеркивает Макаров. 

«Долги накапливаются, и не все регионы могут справиться с этим вызовом», — признавал ранее первый замглавы Минфина Леонид Горнин. Госдолг субъектов по состоянию на 1 октября 2023 года составил 3,1 трлн рублей — рост с начала года на 356 млрд рублей. «С учетом сокращения ряда важных для регионов межбюджетных трансфертов, а также наличия поддержки через кредиты есть риски, что долг продолжит расти», — предупредила исполняющая обязанности председателя Счетной палаты Галина Изотова. 

 

«Колоссальный риск» на 2,5 трлн

Кроме того, есть долг, «который нигде не учитывается» — это долг по концессиям, указал Макаров. Объем обязательств регионов по концессионным соглашениям достигнет 2,5 трлн рублей к концу 2023 года, и это «колоссальный риск для региональных бюджетов». 

Концессии — это инструмент развития экономики, подчеркнул Макаров. Но когда регионы строят в концессии парки и набережные, это «генерирует не прибыль, а долги». Более того, коммерческие компании — участники концессий «не отвечают за качество того, что они делают, и все равно получают доходы», добавил депутат. «Мы против того, чтобы запретить концессии», — уточнил Макаров, подчеркнув при этом, что они не подходят для строительства «парков и набережных».  

Концессия — это форма государственно-частного партнерства (ГЧП) для привлечения частных денег в госпроекты. Например, инвестор за счет собственных или заемных средств реконструирует госсобственность (аэродромы, порты, объекты образования, культуры и т. п.) и после вправе получать с нее прибыль. При этом в регионах стали популярны «квази-ГЧП» — без привлечения частного капитала, когда концессионерами выступают «дочки» региональных корпораций развития. Минфин предлагал ограничить порог ежегодных расходов регионов на выплаты по ГЧП-проектам, концессиям и за лизинг до 20% суммы их собственных доходов и установить потолок по вознаграждению инвесторам до уровня ключевой ставки плюс 3%, сообщали «Ведомости».  

 

На инфраструктурные кредиты регионам из федерального бюджета направят 1 трлн рублей за 2022–2025 годы. «Доля инвестиций в расходах консолидированного бюджета регионов существенно возросла. Но в первую очередь за счет государственной поддержки, — отметил Макаров. — Если эта поддержка просядет, просядут и инвестиции в регионы. Без этого мы не сможем обеспечить их нормальное развитие».

Дополнительные обязательства на регионы накладывает повышение с 2024 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 3000 рублей, до 19 242 рублей в месяц, и прожиточного минимума на 1078 рублей, до 15 453 рублей. В связи с этим в федеральном бюджете учтены 108 млрд рублей дотаций регионам. Депутаты опасаются, что федеральной помощи недостаточно и регионам не хватит средств на индексацию зарплат бюджетникам.

В целом трансферты регионам составят 3,2 трлн рублей в 2024 году, сообщал министр финансов Антон Силуанов. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности вырастет на 7,7% без учета поддержки «новых» регионов (Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации»* России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов). С учетом трансфертов «новым» регионам рост составит 25,9%. Трансферты «новым» регионам вырастут на треть в 2024-м по сравнению с 2023 годом. Эти деньги должны пойти на восстановление инфраструктуры, экономики, дорог и реализацию общероссийских социальных программ.    

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+