К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Коммерсантъ» узнал о несогласии частных перевозчиков на условия лизинга самолетов


«Уральские авиалинии» и iFly столкнулись с более жесткими условиями лизинга самолетов, выкупаемых из иностранной юрисдикции, чем были у «Аэрофлота», выяснил «Коммерсантъ». Его источники в отрасли рассказали, что частным перевозчикам предложили лизинг с оплатой депозита в 30–40% от стоимости самолетов, обязательством ежегодно тратить часть чистой прибыли на их выкуп и получением воздушных судов в собственность вместо возврата собственнику

Частные авиакомпании — «Уральские авиалинии» и чартерная iFly — не смогли переоформить иностранные самолеты в российскую собственность из-за новых требований по лизингу воздушных судов. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на трех собеседников в отрасли. По их словам, частным перевозчикам предложили оформить финансовый, а не операционный лизинг, то есть получить самолеты в собственность по окончании выплат; оплатить от 30% до 40% от стоимости самолетов в качестве депозита и ежегодно переводить фиксированную долю своей чистой прибыли (30–40%) в зачет выкупа.

Ранее успешно провел сделки по переоформлению самолетов государственный «Аэрофлот»: страховая компания НСК  рассчиталась с западными собственниками за 49 воздушных судов группы. На 45 самолетов было выделено около 167 млрд рублей, общая сумма выплат могла достичь 180 млрд рублей, оценили эксперты. «Аэрофлот» получил самолеты на условиях операционного лизинга — по его окончании воздушные суда вернут собственнику. 

Всего из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на выкуп самолетов у иностранных собственников было выделено 300 млрд рублей. Стоимость самолетов «Уральских авиалиний» — около 30 млрд рублей, трех дальнемагистральных A330 авиакомпании iFly — менее 9 млрд рублей. «Уральские авиалинии» и чартерная iFly смогли согласовать условия страхового урегулирования, а их западные лизингодатели — обзавестись лицензиями OFAC на получение средств. Разрешения выдавались в июле и с тех пор были продлены для расчетов за 19 Airbus «Уральских авиалиний» до 31 октября, а за три Airbus iFly — до конца ноября.

 

Новым собственником воздушных судов должна стать «НЛК-Финанс» (подконтрольна Росавиации и входит в НСК). Средства на сделку выделяются из ФНБ в качестве льготного кредита на 15 лет. На рассмотрении находится заявка S7 Airlines, которая продолжает процесс согласований с лессорами. Эти самолеты могут стоить 50–70 млрд рублей, по экспертным оценкам. Ранее «Коммерсантъ» писал, что «Уральским авиалиниям» и S7 придется софинансировать сделки из полученной в 2022 году чистой прибыли. Они должны выделить 13,4 млрд рублей и 34 млрд рублей соответственно, потому что получали в 2022 году «санкционные» субсидии за полеты внутри России.

Два собеседника газеты в экспертном сообществе заподозрили, что авиационные власти намеренно предлагают частным авиакомпаниям менее выгодные условия лизинга, чтобы «успеть распределить оставшийся бюджет ФНБ на самолеты «Аэрофлота».  Собеседник на лизинговом рынке назвал предложенные условия финансового лизинга «нонсенсом». Он описал традиционную схему финансового лизинга:

 
  • размер депозита или аккредитива не превышает трех-четырехмесячных лизинговых платежей. Первичный платеж не превышает 10–20%;
  • фиксируется balloon payment (крупный платеж ближе к концу срока лизинга) — от 10% до 30%.  Он представляет собой погашение тела долга;
  • срок финансового лизинга обычно составляет 10–12 лет.

Собеседник газеты на лизинговом рынке усомнился в возможности перевозчиков расплатиться за самолеты «менее чем через пять лет». Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров назвал справедливыми более жесткие требования к частным авиакомпаниям по сравнению с государственным «Аэрофлотом», «чей флот моложе и в любом случае будет востребован по окончании лизинга». По его словам, на группу «Аэрофлот» приходится половина всего пассажиропотока страны, но власти «очевидно, заинтересованы в сохранении флота и других крупных компаний, а не отдельной группы, которая всех не вывезет».

Главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин сказал, что вопрос целесообразности выкупа самолетов на таких условиях для «Уральских авиалиний» остается открытым. По его словам, экономика такой сделки будет зависеть от того, сможет ли перевозчик «раскатать не самые очевидные направления».  В случае iFly приобретение трех дальнемагистральных лайнеров позволит компании выйти на рынки Китая или Юго-Восточной Азии: «это вопрос выживания и в любом случае имеет смысл». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+