Минфин и ФНС предложили увеличить штрафы за снижение налогов через цены внутри ГК
Минфин и ФНС предложили ужесточить наказание за занижение налоговой базы через сделки внутри групп компаний с помощью трансфертных цен. На 40% от налоговой базы будут штрафовать нарушителей трансфертного ценообразования (ТЦО), а нерезидентам, кроме штрафа, придется заплатить в России налог, как на дивиденды. Бизнес предупреждает об эффекте «ковровой бомбардировки» от таких поправок в НК
Минфин, ФНС и крупный бизнес в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обсуждают усиление контроля за сделками внутри групп компаний, которые предполагают переход товара или услуги между взаимозависимыми юрлицами, например от производителя к торговой организации. Ключевая правка в Налоговый кодекс (НК), которую предложили Минфин и ФНС, — изменение подхода к начислению штрафов за нарушение правил ТЦО, пишут «Ведомости» со ссылкой на двух собеседников, знакомых с законопроектом, источник, близкий к правительству, и собеседника в одной из крупнейших российских компаний.
Источники, знакомые с текстом законопроекта, рассказали, что штраф за нарушения правил ТЦО предлагается привязать не к сумме недоимки по налогам (выявляет ФНС), а к сумме корректировки налоговой базы, то есть к величине, на которую компания необоснованно занизила налогооблагаемую базу в результате применения нерыночных цен. Эти поправки планируется внести в статью 129.3 НК. Ставку штрафа сохранят на уровне 40%, но уже от налогооблагаемой базы, а не от недоимки. Собеседники газеты сказали, что пока обсуждается, распространится ли новый подход на все группы компаний или будет касаться только операций с нерезидентами, то есть внешнеторговым. Возможно, правила для внутрироссийских операций останутся прежними, уточнил один из собеседников.
В качестве обоснованной цены предлагается применять не максимальную и минимальную границу интервала рыночных цен, а медианное значение, что может увеличить размер корректировки налоговой базы в результате проверок по ТЦО, отметил собеседник. Другая ключевая правка — изменение подхода налоговых органов к операциям с нерезидентами. Сейчас контролируются как сделки с взаимозависимыми, так и с независимыми лицами, если предметом сделки является товар из списков Минпромторга (нефть и товары, выработанные из нефти, минеральные удобрения, черные и цветные металлы, драгоценные металлы и камни) или иностранный контрагент из списка офшоров и «недружественных» страны (статья 105.14 НК). В этом случае, если налоговая служба обнаружит отток налоговой базы за рубеж, то, кроме штрафа в 40% от ее размера, компании придется уплатить налог у источника — занижение будет считаться скрытыми дивидендами.
Эту поправку планируется внести в статью 105.3 НК, ставка по этому виду сбора составляет 15%. Взаимозависимость контрагента роли играть не будет. «Доход, возникший у лица, не являющегося налоговым резидентом, в размере суммы соответствующей корректировки, приравнивается в целях настоящего кодекса к дивидендам, полученным этим лицом от источников в Российской Федерации», — говорится в законопроекте. Представители Минфина и ФНС не ответили на запросы «Ведомостей», в РСПП отказались от комментариев. Предлагается также увеличить срок, за который ФНС будет иметь право проверять трансфертные цены, с трех лет до пяти. Штрафы за неподачу отчетности по ТЦО предлагается увеличить — например, штрафы за неподачу уведомления о контролируемых сделках вырастут с 5000 рублей до 1 млн рублей.
«Предлагаемые инструменты борьбы будут иметь эффект ковровой бомбардировки, а не прицельной борьбы», — отметил источник в одной из крупнейших компаний. По его мнению, закручивание гаек имеет смысл только в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками, а правила игры сформулированы таким образом, что возможны интерпретации. «Действия Минфина напоминают антибиотик: воздействуя на возбудителя болезни, несет существенный побочный урон другим органам», — сказал собеседник в крупнейшем бизнесе. Близкий к правительству источник признал, что законопроект действительно предполагает «закручивание гаек». В целом, по его словам, документ создает все условия для того, чтобы добросовестные налогоплательщики не попадали под риск неоднозначных интерпретаций. «Законопроект мотивирует бизнес раскрываться и корректироваться самостоятельно. Кому нечего скрывать — не должен сильно беспокоиться», — отметил он.
Партнер B1 Марина Белякова подсчитала, что в сумме по внешним сделкам объем изъятий может составить почти 80% от «нерыночных» элементов платежей (40% штраф, 15% налог у источника, 20% налог на прибыль + пени), что в разы больше текущего уровня. Разумным видится как минимум распространение новых правил только на трансграничные сделки, а не на все, полагает эксперт. С ней согласна партнер Kept Наталья Вальковская. Аналитик добавила, что было бы разумным больше стимулировать добросовестных налогоплательщиков, которые выполняют все требования к отчетности по ТЦО, например через снижение суммы штрафных санкций.
Партнер «Технологий доверия» Наталия Козлова напомнила, что проверок по ТЦО исторически было мало, прежде всего из-за ограниченности ресурсов у контролирующих органов для их проведения. У властей есть задача не только повысить собираемость налогов за счет ужесточения ответственности за уклонение от них, но и увеличить прозрачность плательщиков, отметила она. Хотелось бы, чтобы законодатель давал ориентиры и создавал правовую определенность, а не использовал волатильность против налогоплательщиков, сказала руководитель практики ТЦО и международного налогообложения Taxology Любовь Старженецкая.