Один из создателей потолка цен на российскую нефть предложил его повысить
Один из авторов потолка цен на российскую нефть предложил план действий для повышения эффективности ограничений. По его мнению, если увеличить предельную цену и усилить контроль, Москва с меньшей вероятностью будет уклоняться от санкций. Ранее о снижении эффективности потолка заявила министр финансов США, а цена российского сорта Urals почти сравнялась со стоимостью Brent
Бывший высокопоставленный чиновник Минфина США Бен Харрис, участвовавший в разработке потолка цен на российскую нефть, предложил принять три меры для повышения его эффективности. Об этом он сказал в интервью Bloomberg.
Прежде всего, заявил он, надо «более агрессивно» контролировать соблюдение ограничений компаниями, которые участвуют в перевозке российской нефти, и пресечь уклонение от них. Во вторую очередь, по его словам, надо оказать давление на страны вроде Дании, Турции и Египта, которые контролируют ключевые каналы и проливы, с тем, чтобы они не пропускали старые или не застрахованные должным образом суда, представляющие угрозу экологии.
В-третьих, Евросоюзу и G7 необходимо повысить предельный уровень цен, а затем корректировать его чаще. По его словам, потолок должен быть болезненным, но терпимым для Москвы. Власти должны «обеспечить достаточно высокий уровень цены, чтобы Россия не закрывала доступ к нефти и не искала альтернативные пути ее транспортировки», пояснил эксперт, который теперь занимает пост директора по экономическим исследованиям Института Брукингса в Вашингтоне.
Харрис признал, что будет трудно убедить все страны поддержать повышение потолка цен, но заявил, что его предложение позволит укрепить доверие к лимиту, снизить доходы России и уменьшить риск катастрофического разлива нефти с одного из танкеров.
Сейчас компаниям из Евросоюза и G7 запрещено участвовать в транспортировке российской нефти, если ее цена превышает $60 за баррель. Это ограничение начало действовать в конце прошлого года и было направлено на то, чтобы сократить доходы России, но смягчить удар от санкций мировой экономике.
Ранее о том, что санкции против российской нефти представляют угрозу экологии, заявил стратег Bloomberg First Word по нефтяному рынку Джулиан Ли. Он отметил, что ограничение почти не влияет на доходы России от нефтяного экспорта, но вынуждает Москву использовать старые танкеры, которые раньше бы пошли на металлолом, и заниматься перевалкой нефти в море. Все это повышает вероятность разливов. «Мне неприятно это говорить, но пора отказаться от ограничения цен на российскую нефть», — заявил аналитик.
Снижение эффективности потолка цен ранее признала глава Минфина США Джанет Йеллен. На это указывает тот факт, что нефть Urals торгуется ближе к $100 за баррель, чем к установленному лимиту в $60 за баррель, отметила министр. Йеллен подчеркнула, что страны G7 готовы ужесточить правила для борьбы с уклонением от санкций, но не назвала каких-либо конкретных мер.
Тем временем цена российского сорта Urals почти сравнялась со стоимостью эталонного Brent. Фьючерсы на Brent с исполнением в декабре торгуются в районе $87 за баррель. По данным Минфина России, в сентябре средняя цена Urals поднялась выше $83 за баррель. Это более чем на $20 превышает потолок цен, установленный Западом.