Власти подобьют задолженность
Минфин предписал органам власти предоставлять детальные планы работы с задолженностью по всем платежам в бюджет. Для этого будут скорректированы требования к прогнозированию доходов бюджета. Соответствующий проект постановления правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Главные администраторы доходов бюджета (органы исполнительной власти) должны будут составлять алгоритм работы по взысканию задолженности по всем видам администрируемых доходов, следует из проекта. «В методике должна быть отражена оценка ожидаемых результатов работы по взысканию задолженности по платежам в бюджет», — указано в пояснительной записке.
Forbes направил запросы в Минфин и ФНС.
«Когда бюджет дефицитный, внимание к качеству бюджетных прогнозов всегда возрастает, потому что цена ошибки достаточно высока. Особенно когда речь идет о «перепрогнозе», — прокомментировала Forbes руководитель направления «Финансовая политика» экономической экспертной группы Александра Осмоловская-Суслина. «Взыскание задолженности — это тоже вид доходов, — подчеркивает эксперт. — Важно понимать не только, сколько ожидается собрать, но и как эта сумма рассчитана. Поэтому повышаются требования к методологии».
Дефицит федерального бюджета достиг 2,8 трлн рублей (1,8% ВВП) за январь — июль. По итогам года Минфин прогнозирует его на уровне 2-2,5% ВВП. Рисков для исполнения бюджета в 2023 году нет, но на ближайшие три года правительство готовится к мобилизации финансовых ресурсов, говорил министр финансов Антон Силуанов.
Президент и правительство постоянно принимают новые решения, влекущие рост трат, поэтому необходимо лучше представлять, какими средствами располагает бюджет, чтобы профинансировать растущие обязательства, объясняет старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Изменения касаются прежде всего налоговой и таможенной служб (ФНС и ФТС), поскольку по неналоговым доходам реже возникает задолженность, добавил он.
«Исходя из формулировок Минфина, ФНС, в частности, должна будет определить ожидаемые результаты взысканий по всем 26 администрируемым позициям. Из формулировок проекта пока не ясно, потребуется ли один общий либо несколько различных алгоритмов оценки», — указывает независимый эксперт Борис Луцет.
Ожидания и реальность
Минфин часто сталкивался с сознательным занижением прогнозов со стороны администраторов доходов бюджета, сообщала директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская. «Прогнозы могут занижать, потому что страшно писать высокие цифры — вдруг не выполнишь, — пояснила Осмоловская-Суслина. — Когда же сборы превышают план, всех хвалят». Минфин хочет детальнее видеть, на основании чего составлен прогноз, чтобы понимать, насколько он адекватен реальности и что произойдет, если условия изменятся, добавила экономист.
Уже сейчас Минфин требует обоснование к прогнозам доходов бюджета. «Представления нам прогноза «общей суммой», без расчетов и обоснований, мы допускать не будем», — подчеркивала Лебединская. По ее словам, «жесткий регламент» делает прогноз доходов «прозрачным и обоснованным», ведь ожидаемая сумма доходов влияет на объем обязательств, которые бюджет может профинансировать.
Еще до начала «спецоперации»* на 2022 год был запланирован поэтапный переход на цифровую реестровую модель управления доходами. По словам Лебединской, сейчас такой системный подход «особенно актуален», чтобы «сформировать четкое понимание тенденций и рисков доходной части бюджетов». «С учетом повышенного уровня неопределенности, перед аналитическими подразделениями стоят задачи подготовки прогнозов налоговых поступлений в различных вариантах с учетом возможных рисков, оперативного мониторинга изменяющихся тенденций», — подчеркивала директор департамента доходов. По ее словам, «ключевую роль в принятии оперативных решений для экономики и бюджета страны» играет работа ФНС.
ФНС перестала публиковать в открытом доступе данные о налоговой задолженности в целом по России. По последней публичной информации за 2022 год, задолженность выросла на 27,5%, или на 545 млрд рублей, и достигла 2,5 трлн рублей на 1 января 2023 года, отмечал комитет Госдумы по экономической политике. Депутаты выражали обеспокоенность ростом задолженности на фоне дефицита бюджета. Долги по налогу на добавленную стоимость (НДС) выросли на 285,5 млрд рублей «в связи с задержкой уплаты налога отдельными компаниями», по налогу на прибыль организаций — на 148,8 млрд рублей «в связи с доначислениями по результатам налоговых проверок и ростом неуплаты текущих платежей отдельными юрлицами», по платежам за пользование природными ресурсами, преимущественно налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — на 102,3 млрд рублей. Депутаты призывали повысить собираемость доходов и улучшить прогнозирование поступлений.
Рост долгов перед бюджетом в 2022 году вызвала сложная экономическая ситуация из-за санкций и вынужденная перестройка бизнес-процессов, объясняла ФНС. Некоторые компании перешли на постоплатную систему, столкнулись с задержками оплаты по контрактам. Свою роль внесли и колебания курса рубля. В то же время ФНС констатировала снижение платежной дисциплины. Соотношение долга к поступлениям составило 6,1% в 2022 году — на уровне допандемийного 2019 года.
«Долг компаний — это временное явление, в дальнейшей перспективе для развития экономики важно поддержать бизнес и не дать ему закрыться», — подчеркивала ФНС. В рамках мер поддержки бизнеса в 2022 году было запрещено взыскивать налоговую задолженность с компаний. Шесть месяцев, с апреля по октябрь 2022 года, длился мораторий на банкротства, с 10 марта по 1 июля 2022 года — запрет на блокировку счетов, а с 1 июня до конца 2022 года — на проверки соблюдения валютных ограничений. А в 2023 году в связи с реформой уплаты налогов на единый налоговый счет ФНС с 26 января до 1 марта приостанавливала принудительное взыскание задолженности до завершения настройки системы.
«Рост налоговой задолженности в 2022 году может быть связан с тем, что часть организаций ушла с российского рынка, а часть (особенно малого и среднего бизнеса) разорилась, потянув за собой шлейф непогашенной задолженности, и некоторая доля этих долгов безнадежна к взысканию», — предполагает Дерюгин. Поэтому предложенные изменения абсолютно логично вписываются в проводимую Минфином политику повышения эффективности управления бюджетными доходами, добавил Борис Луцет.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.