Минприроды предложило источники финансирования уборки незаконных свалок
Минприроды предложило закрепить все обязанности по ликвидации незаконных свалок за регионами и муниципалитетами. Соответствующие поправки в законодательство оно опубликовало для обсуждения. Финансировать уборку свалок предлагается за счет платежей и штрафов за вред природе
Министерство природных ресурсов и экологии России опубликовало на портале проектов нормативно-правовых актов для обсуждения до 8 сентября поправки в законодательство, направленные на борьбу с незаконными свалками, обратил внимание РБК. Они предусматривают обязанность властей регионов выявлять и устранять незаконные свалки вне зависимости от того, в чьей собственности находится та или иная территория. Финансировать эту работу предполагается за счет платы за негативное воздействие на природу и штрафов за нарушения природоохранного законодательства.
Согласно поправкам, выявление и ликвидацию несанкционированных свалок на землях в муниципальной собственности, а также на участках, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах этих муниципальных образований, отнесут к полномочиям муниципальной власти. «Многие регионы говорят о том, что средства, которыми располагают муниципалитеты, не являются достаточными для ликвидации несанкционированных свалок отходов», — отметило Минприроды в пояснительной записке к законопроекту.
Конституционный суд 30 мая своим постановлением предписал законодателю определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации незаконных свалок. Полномочия органов власти по ликвидации нелегальных свалок, обнаруженных на землях в границах муниципальных образований, не находящихся в их собственности, четко не определены, а на органы местного самоуправления прямо не возложена обязанность по устранению таких свалок, отметил в своем решении суд.
Источниками финансирования работ по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, согласно поправкам Минприроды, станут средства от платы за негативное воздействие на окружающую среду, зачисляемые в бюджеты регионов; административные штрафы за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам. Борьба со свалками должна стать приоритетным направлением для использования этих средств, наряду с ликвидацией накопленного вреда природе, следует из проекта.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду взимают за выбросы загрязняющих веществ в воздух, сбросы их в водные объекты и хранение или захоронение отходов производства и потребления. За мусор, не относящийся к твердым коммунальным отходам (ТКО), плату обязаны вносить юрлица и индивидуальные предприниматели, которые эти отходы создают. Если ТКО переданы региональным операторам по обращению с мусором, то соответствующую плату вносят именно они.
Минприроды в своих поправках предложило закрепить параметры несанкционированной свалки — площадь более 10 кв. м и объем отходов более 5 куб. м, они применяются одновременно. Отходы объемом менее 5 куб. м можно убрать в рамках мероприятий по благоустройству, считают в Минприроды. Сейчас для признания объекта несанкционированной свалкой достаточно одного из названных условий. Законопроект также позволит заключать госконтракты на ликвидацию нелегальных свалок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Руководитель проекта «Ноль отходов Россия» Алексей Киселев считает неразумным тратить, к примеру, плату за негативное воздействие на качество воздуха на ликвидацию свалок, которые всегда располагаются на территориях, у которых есть владелец. По его словам, в законе об охране окружающей среды и экологических главах в УК и КоАП «есть все механизмы борьбы со свалками, как легальными, так и нелегальными». По данным Росприроднадзора (приводятся в пояснительной записке к законопроекту), на начало 2022 года в стране насчитывалось 15 500 несанкционированных свалок, на конец — 12 800.
В течение прошлого года было ликвидировано 19 000 свалок, а появилось 16 300. По отдельным регионам вновь образованных свалок появляется больше, чем ликвидируется, отмечает Минприроды. Одним из препятствий для ликвидации несанкционированных свалок министерство в пояснительной записке назвало неполноту полномочий у органов местного самоуправления. По данным аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, лидером по абсолютному количеству незаконных свалок на конец 2022 года являлась Башкирия — 901 объект. Далее следовали Бурятия (849 свалок), Оренбургская область (787), Астраханская область (630), Коми (540).