Возвращение к истокам: как платежный сервис в Африке переживает кризис финтех-рынка
Увольнения в основанном пять лет назад стартапе Chipper Cash, который помогает жителям Африки переводить друг другу деньги, начались без особого шума. В июле 2022 года работодатель распрощался с четырьмя кадровыми администраторами. Через два месяца пришел черед инженеров-тестировщиков. Затем как-то в начале декабря в 0:01 в ночь на воскресенье электронные письма получили около 50 сотрудников (чуть больше 10% всего штата): в сообщениях говорилось о том, что работы у них больше нет, а доступ к корпоративным компьютерам отозван. Работников внезапное сокращение ошарашило. «Я был в шоке и очень зол», ― говорит один бывший сотрудник. Потом спустя два месяца стало и того хуже: Chipper Cash уволил еще около 30% штата.
На компанию это было совсем не похоже, ведь в ее список корпоративных ценностей из четырех пунктов входил принцип «руководить с эмпатией» и всего восемью месяцами ранее Forbes USA называл ее одним из самых перспективных финтех-стартапов.
В феврале 2023-го, почуяв, что запахло жареным, с предложением о выкупе к Chipper Cash обратился британский оператор международных платежей Zepz (ранее известный как WorldRemit). Потенциальный покупатель направил гарантийное письмо о том, что готов заплатить за бизнес 5–10% своих собственных акций и надеется провести на предприятии финансово-юридическую экспертизу. В ходе раунда привлечения инвестиций в августе 2021 года компанию Zepz оценили в $5 млрд, однако с тех пор котировки финтех-стартапов упали на 50%. Даже если предположить, что Zepz стоит все те же $5 млрд (а это весьма сомнительно), участники сделки оценили бы Chipper Cash в диапазоне от $250 млн до $500 млн, ― колоссальная скидка по сравнению с концом 2021-го, когда ориентировочная стоимость бизнеса достигла $2,2 млрд.
В итоге переговоры сорвались. Пресс-секретарь Zepz заявляет, что это случилось по инициативе его фирмы, поскольку она не смогла добиться от Chipper Cash достаточного объема финансовых данных, а то, что все-таки удалось достать, заставило усомниться в рентабельности предприятия. Его 29-летний генеральный директор Хэм Серунджоги говорит, что стартап предоставил все необходимые сведения, но в Zepz отказались раскрывать собственные финансовые показатели и дверью на самом деле хлопнул Chipper Cash. «У меня не было ни малейшего намерения куда-то идти и искать покупателей», ― рассказывал Forbes USA Серунджоги в мае, находясь у себя в кабинете дома неподалеку от Сан-Франциско.
В апреле стартап понизил свою стоимость в соответствии с разделом 409A Налогового кодекса Соединенных Штатов (исходя из нее сотрудникам выдаются биржевые опционы). Судя по словам одного бывшего сотрудника и документу, с которым ознакомился Forbes USA, сокращение составило 70%, и цена обычной акции просела примерно с $13 в конце 2022 года до $3,89. Как добавляет один осведомленный источник, фирма также привлекла кредитные средства на сумму $25 млн в виде конвертируемых облигаций ― по достижении отметки капитализации $450 млн эти деньги превратятся в уставный капитал, если Chipper Cash будет поглощен или найдет еще больше инвестиций.
Нынешнее положение компании красноречиво говорит о трудностях, с которыми сегодня сталкиваются многие финтех-стартапы. Из-за COVID-19 в 2020–2021 годах еще больше транзакций перешло в онлайн и клиенты стали массово осваивать приложения для управления финансами. Стартапы и их инвесторы считали, будто стремительный рост и хорошие обороты обеспечены на годы вперед. Своим клиентам в Африке Chipper Cash дает возможность переводить деньги, оплачивать счета, инвестировать в ценные бумаги и торговать криптовалютами, а местным предприятиям ― обрабатывать платежи, и всего за четыре года после запуска на платформе зарегистрировалось 5 млн пользователей в семи странах, включая Уганду, Гану и Нигерию. В фирме утверждают, что выручка за 2021-й составила свыше $75 млн (сюда не входят операции с криптовалютами), а, по словам одного осведомленного источника, в сравнении с $18 млн в 2020 году доход за 2022-й колеблется в пределах $100–150 млн.
Серунджоги реализовывал амбициозную стратегию роста любой ценой. Сам он признается, что стремился «охватить как можно большую долю рынка и широчайшую географию, потому затея оказалась не из дешевых». Но когда выросли процентные ставки и фондовый рынок пошел на спад, инвесторы убрали свои чековые книжки подальше. Прибыльность бизнеса вдруг стала важнее всяких перспектив роста.
Теперь Chipper Cash пытается радикально сократить расходы и изменить стратегию, попутно не создав у сотрудников впечатления, будто они находятся на тонущем корабле. «Мне кажется, за последние 12 месяцев я очень сильно повзрослел», ― рассуждает гендиректор фирмы.
В последнее время он борется с эмоциональным опустошением из-за увольнений и чувством того, что сотрудники не относились к своей работе достаточно серьезно. В январе предприниматель решил удалить из списка корпоративных ценностей Chipper Cash лозунг «руководить с эмпатией». «Этот принцип стал подменять собой ответственность», ― отмечает Серунджоги. Пытаясь развернуть компанию в верном направлении, руководитель по-прежнему рассчитывает обеспечить предприятию стремительный рост (и вывести его на прибыль) при гораздо более скромном бюджете.
Будущий основатель компании вырос в Уганде и еще школьником увидел, с какими сложностями сталкивается его отец, пытаясь перевести деньги через разрозненную банковскую систему Африки. Пару лет спустя он поступил в Гринелл, небольшой гуманитарный колледж в Айове, где познакомился с Майджидом Муджаледом из Ганы, учившимся по направлению компьютерных технологий. Вскоре они заговорили о разработке приложения, которое стало бы африканской версией Venmo.
В 2018 году приятели основали Chipper Cash и впоследствии привлекли финансирование на $300 млн от таких инвесторов, как FTX, Ribbit Capital и Bezos Expeditions. Из-за специфического характера бизнеса с денежными переводами Серунджоги активно выделял средства на рост пользовательской аудитории, ведь клиент из Нигерии скорее предпочтет возможность перечисления в двадцать стран, чем в две. «Я полностью осознавал, что мы живем в эпоху дешевого капитала. А когда капитал дешевый, нужно делать то, для чего он требуется в больших количествах», ― заявляет управленец.
В конце 2021 года стартап представил свой финансовый план на 2022-й и, полагая, что капитала предвидится много, намеревался тратить еще более крупные суммы. Весной следующего года котировки IT-компаний поползли вниз, так что руководство Chipper Cash решило пересмотреть планы. Но пока многие другие финтех-предприятия начали прошлым летом массовые сокращения, Серунджоги и Муджалед держались до последнего.
Гендиректор сосредоточился на том, чтобы ускорить внутренние процессы в фирме, и один из способов, которым он хотел этого добиться, заключался в сохранении небольшого совета правления. Несмотря на наличие большой группы советников, руководитель заявляет, что в совете директоров Chipper Cash заседают всего трое участников с правом голоса: Серунджоги, Муджалед и Дэн Кимерлинг, который возглавляет специализирующийся на сфере финансовых технологий инвестиционный фонд Deciens. Другие стартапы на таких этапах обычно имеют в совете директоров не менее пяти участников. «На ранних стадиях бизнеса, видение учредителей все еще идет с некоторой наценкой, потому что пытаешься реализовать свой уникальный замысел», ― говорит Серунджоги.
К середине 2022 года он хотел замедлить расширение бизнеса, но пришел к выводу: по некоторым проектам компания уже настолько продвинулась вперед, что бросать их будет слишком дорого и затратно. В частности, к тому моменту компания провела обширную подготовительную работу для одновременного запуска денежных переводов в 10 новых странах, в каждой из которых были свои требования законодательства. Поэтому в течение двух недель осенью 2022 года фирма все равно осуществила масштабное подключение систем.
На вопрос о том, не ставит ли Серунджоги перед собой одновременно слишком много задач, предприниматель отвечает: «Если нацелиться на 10 и на 100, то в итоге получится 9 из 10 и 90 из 100... Я свято верю в завышенные цели, такой у меня стиль».
В 2022 году Chipper Cash нанял около 150 сотрудников, и на пиковой отметке численность штата составляла почти 450 человек. Фирма активно тратилась на маркетинг и задействовала в рекламных кампаниях звезд вроде Burna Boy, самого популярного музыкального исполнителя из Африки на стриминговых платформах. Chipper Cash привлекал к себе всеобщее внимание сферы финтеха в частности и Африки вообще. В середине прошлого года Forbes публиковал статью об истории основания стартапа и его стремительном росте.
По словам бывших сотрудников, когда в ноябре внезапно потерпела крах криптобиржа FTX, настроения в Chipper Cash стали куда менее радостными. В ходе раунда финансирования фирмы в 2021 году детище Сэма Бэнкмана-Фрида было ключевым инвестором, и работники платформы из-за сложившейся ситуации очень переживали. Обвал усугубил падение котировок в секторе цифровых активов и поубавил у всех интерес к тому, что помогало сервису привлекать новых пользователей: инвестициям в криптовалюты.
Как говорит один бывший сотрудник, поскольку бюджеты на маркетинг резко уменьшились, в 2022 году аудитория активных пользователей Chipper Cash ощутимо сократилась. И пусть на платформе было зарегистрировано пять миллионов клиентов, хотя бы раз в месяц приложением пользовался лишь миллион из них (согласно официальным данным). Серунджоги признает, что сервисом стали пользоваться реже, и объясняет это повысившимися ради увеличения прибыли расценками на денежные переводы и другой функционал. Он добавляет, что в случае с регистрацией новых клиентов и «людей, который пользуются несколькими продуктами», по-прежнему «наблюдается довольно хорошая динамика».
Чтобы подстегнуть рост аудитории, скоро платформа позволит африканским пользователям открывать счета в американских долларах. Серунджоги говорит, что получение платежей из-за рубежа ― это самая запрашиваемая функция, особенно среди фрилансеров, зарабатывающих на жизнь в онлайне. И хотя когда-то основным стимулом к развитию бизнеса были криптовалюты, фирма, кажется, возвращается к истокам. «По сути, мы даем каждому доступ к одной из самых надежных валют в мире», ― подчеркивает основатель.
В довершение к скачущим процентным ставкам и впавшему в спячку рынку финансирования у Chipper Cash появляется еще одна головная боль макроэкономического характера: найра, валюта Нигерии, которую платформа должна держать, чтобы обеспечивать перечисление денег между клиентами, в последнее время сильно обесценилась. Денежная единица дешевеет с начала 2020 года и за вторую половину 2022-го утратила еще 8% стоимости, что в конечном итоге обернулось для сервиса чистыми убытками, которые для компании в подобном финансовом положении совсем нетипичны. Сегодня гендиректор организации заявляет, что валовая рентабельность бизнеса находится в плюсе.
Когда рынок финтеха оправится от глубокого кризиса, подходы предпринимателей к сокращениям персонала, скорее всего, самым непосредственным образом отразятся на жизнеспособности и дальнейшей судьбе стартапов. За последние 13 месяцев Серунджоги и Муджалед провели в Chipper Cash по меньшей мере пять раундов увольнений. Судя по частоте и увеличивающемуся масштабу сокращений в сравнении с этим же показателями у других крупных компаний, руководство Chipper Cash решалось на уменьшение штата слишком долго.
«Принимать решения о сокращениях было чрезвычайно трудно. Я не мог спать по ночам, ― вспоминает гендиректор. ― Во мне при этом будто умирает частичка человечности. Представьте разговор с теми, кто вам очень нравится, кто хорошо делает свое дело, кто приносил жертвы ради того, чтобы бизнес достиг нынешних результатов. Для них этот доход крайне важен, и вы говорите этому человеку: «Мне придется тебя уволить». А еще им нужно заботиться о семье».
Почему он не решил устроить меньше сокращений, но с большим количеством уволенных, чтобы разделаться со всем быстрее? «Мы же говорим о людях, ― отвечает бизнесмен. ― Если я в состоянии сохранить кому-то работу, то буду искать способ сделать это, пока не будет очевидно, что смысла в этом нет». Он дополняет, что, согласно некоторым международным правилам, компании обязаны осуществлять сокращение персонала в течение трех месяцев, что существенно растягивает процедуру.
Несколько бывших работников Chipper Cash считают, что за прошедший год Серунджоги организовал подачу плохих новостей очень неграмотно. Так, после начала увольнений сотрудники стали задавать на общекорпоративных собраниях вопросы о доходности и о величине сбережений фирмы в банке. По словам одного бывшего подчиненного, генеральный директор часто отвечал что-нибудь типа: «Зачем вы это спрашиваете? Вам знать не нужно». Другому сотруднику показалось, что в стенах компании складывается «очень скрытная обстановка».
«При ведении бизнеса нам приходится исполнять различные обязанности и соблюдать разные уровни конфиденциальности, ― говорит Серунджоги. ― На каждом всеобщем собрании мы сообщали показатели доходности, роста выручки по отдельным продуктам и так далее, пока не начались утечки информации. Эти данные просачивались в прессу».
Ему стало казаться, будто сотрудники слишком расслабились и не подходят к работе со всей ответственностью. Из-за этого он убрал из списка корпоративных ценностей пункт «руководить с эмпатией», ведь, по мнению предпринимателя, подчиненные им прикрывались, чтобы оправдывать посредственные результаты. Вместо этого добавили другой пункт ― «потакать клиенту».
«Если допускаете ошибку, то мне придется вас строго отчитать, так как для нас всех [в стартапе] последствия намного серьезнее, ― категоричен гендиректор. ― Не путайте ранние успехи с тем, что «у нас все получилось». Нет, мы по-прежнему на волоске». Бизнесмен восхищается Биллом Гейтсом за то, что на заре Microsoft он постоянно работал и не уходил в отпуск, а еще молодой бизнесмен высоко оценил ультиматум Илона Маска сотрудникам Twitter (заблокирован в России) в ноябре 2022 года. Тогда Маск поставил подчиненных перед фактом, что если они хотят остаться в компании, то придется работать «по-жесткому» и оставаться допоздна.
Весной 2023-го некоторые сотрудники Chipper Cash начали утверждать, что денег в банке у сервиса остается всего на десять месяцев (один написал об этом на агрегаторе вакансий Glassdoor). По словам бывшего начальника инженерного отдела, работники стартапа недоумевали, на что можно было потратить собранные $300 млн.
Что касается недостатка ликвидности, в конце мая Серунджоги рассказал нам, что «понятия не имеет, кто и зачем такое говорит». Основатель стартапа выразил недовольство по поводу того, что все публично обсуждают внутренние дела компании, и заверил: «В бухгалтерии у нас огромный резерв наличности, так что все хорошо».
Подробно обговаривать то, что бы он сделал иначе, выдайся у него такая возможность, бизнесмен не любит. После настойчивых расспросов он заявил: «Мы закладываем основу того, что принесет нам успех на ближайшие 10–20 лет. На том, что происходило в последние шесть месяцев, три месяца или 12 месяцев, я особо не зацикливаюсь». Он допускает, что многое сделал бы по-другому, но в деталях расписать не решается и говорит: «Мы одна из самых успешных компаний в Африке».
Ясно только одно: Chipper Cash распрощался почти со 175 сотрудниками и планы по расширению в Европу и на Ближний Восток пока что свернул, так как над выходом на новый рынок нужно работать нескольких месяцев ― для этого необходимо нанимать юристов, консультантов и иногда не менее 10 человек в самой стране. Сейчас бизнес снова сосредоточился на Африке, уволив многих сотрудников в США, находящихся в тысячах километров от клиентов. В текущем году Серунджоги планирует взять в штат менее 50 человек. Гендиректор заявляет, что бюджет на маркетинг «значительно пересмотрен в сторону уменьшения» и компания «вот-вот выйдет на прибыль».
Если попросить молодого предпринимателя рассказать об итогах прошедшего года, он всегда как-то оборачивает все на позитивный лад: «Чего мы достигли на данный момент, ― если бы я вернулся назад и начал все заново, то с радостью пришел бы точно к таким же результатам».
Перевод Антона Бундина