Биржевые цены на дизельное топливо могут лишить нефтекомпании демпферных выплат
Биржевая стоимость дизельного топлива приблизилась к уровню, при превышении которого в течение месяца нефтекомпании могут потерять демпферные выплаты. Котировки дизтоплива продолжают резко расти вторую неделю подряд, участники рынка не ожидают быстрой стабилизации ситуации, пишет «Коммерсантъ»
Оптовые цены на летнее дизельное топливо по итогам торгов Санкт-Петербургской материально-товарной сырьевой биржи (СПбМТСБ) обновили рекорд. 16 августа они выросли на 1,49% по индексу европейской части России и почти достигли 67 000 рублей за тонну. Если средняя цена дизтоплива в августе превысит 64 620 рублей за тонну, то нефтяные компании потеряют десятки миллиардов рублей, поскольку демпферные выплаты в этом случае обнулятся, сообщает «Коммерсантъ».
Цена дизельного топлива росла непрерывно с 1 по 16 августа — на 15,8%. По данным Росстата, средняя цена дизтоплива на АЗС ускорила темпы роста, увеличившись за неделю с 7 по 14 августа на 0,63%, до 65,3 рубля за литр. Неделей ранее подорожание составило 0,17%. С начала года дизтопливо подорожало всего на 1,4% при общей накопленной инфляции в 3,5%. Рост цен в оптовом звене заставит АЗС активнее перекладывать свои затраты в конечную стоимость топлива, отмечает газета.
На бирже активный рост стоимости дизтоплива связывают с намеченным на сентябрь снижением на 50% демпферных выплат нефтяным компаниям. Бюджет компенсирует нефтекомпаниям 65% разницы между индикативной ценой внутреннего рынка (на 2023 год по дизтопливу — 53 850 рублей за тонну) и экспортной ценой. Демпфер обнуляется, если цены на внутреннем рынке более чем на 20% превышают индикативную цену, то есть при средней цене дизтоплива в августе выше 64 620 за тонну.
В июле бюджет выплатил нефтекомпаниям по демпферу 110 млрд рублей, а августовские выплаты из-за ослабления рубля должны быть выше. Независимый топливный эксперт Михаил Турукалов отмечает, что для обнуления демпфера будет достаточно, если биржевая стоимость дизельного топлива на этой неделе вырастет до 67 500 рублей за тонну и продержится на этом уровне до конца месяца.
Кроме предстоящего снижения демпфера вдвое на стоимость дизтоплива оказывает влияние девальвация рубля, а также рост мировых котировок, считает управляющий партнер «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко. «Девальвация резко повысила экспортную альтернативу, и поставки на рынок РФ менее привлекательны», — отметил он. Эксперт отметил, что нефтяники «все равно получат демпфер» — «они могут нарастить объемы и держать индекс у нужных значений».
Дьяченко напомнил, что из России вывозится 50% произведенного дизельного топлива — добавить дополнительные объемы на рынок нефтекомпаниям не составит труда. По словам Турукалова, на фоне сложившейся конъюнктуры «очень выгодно» вывозить биржевые объемы дизтоплива на экспорт. Но проблему дефицита вряд ли удастся решить в ближайшее время — по словам эксперта, из-за больших сложностей с отгрузкой нефтепродуктов по железной дороге и выводом на ремонт ряда заводов в сентябре.