Зарабатывают и страхуются: банки заняли у ЦБ рекордные 7 трлн рублей
Рекордный дефицит
Российский банковский сектор 15 августа, когда ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 3,5 п. п., до 12%, на один день ушел в структурный дефицит ликвидности в размере 6,82 трлн рублей, следует из данных ЦБ. Структурный дефицит — это ситуация, когда долг кредитных организаций перед Банком России превышает объем размещенных ими средств на депозитах и корсчетах регулятора. В этот день требования ЦБ к банкам достигли 8,83 трлн рублей, а банков к регулятору — около 2,35 трлн рублей.
Более типичное состояние банковского сектора — структурный профицит, когда размещения в ЦБ превышают долги перед ним. Еще 14 августа сектор был в профиците в размере около 732 млрд рублей. Тогда требования ЦБ к банкам чуть превышали 1,4 трлн рублей, а объем размещенных средств был около 2,5 трлн. В этот день задолженность банков по обеспеченным кредитам составляла всего 123 млрд рублей против более 7 трлн рублей, которые выбрали банки в день повышения ключевой ставки.
Объем структурного дефицита банковского сектора, который сложился 15 августа, близок к рекордному за весь период доступных данных — выше он был только 2—3 марта 2022 года. А прирост требований Банка России к банковскому сектору по обеспеченным кредитам — 6,9 трлн рублей за день — стал рекордным за всю историю.
Однако уже 16 августа сектор вернулся к своей норме: структурный профицит — 748 млрд рублей, объем требований ЦБ — 1,45 трлн рублей, размещенные средства — 2,5 трлн рублей. Объем обеспеченных кредитов в этот день вернулся к спокойным для сектора 135 млрд рублей.
В ситуацию структурного дефицита банковский сектор в этом году уже попадал. Это случилось в конце июля. Тогда Банк России на заседании 21 июля впервые с осени прошлого года прервал монетарную паузу, повысив ключевую ставку с 24 июля на 1 п.п., до 8,5%. Тогда структурный дефицит сектора длился три рабочих дня, достигнув 24 июля своего пика — 4,6 трлн рублей. На следующий день, 25 июля, рынок вновь вернулся к профициту — около 524 млрд рублей, следует из материалов регулятора.
Близкая сумма заимствований имела место только в конце февраля-начале марта 2022 года, причем только если сравнивать все инструменты рефинансирования в совокупности — как обеспеченные кредиты, так и прямое репо, говорит управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов. Тогда российский банковский сектор разделил судьбу российской экономики, на которую обрушились масштабные санкции. В структурный дефицит банковский сектор попал уже 25 февраля — через день после объявления о начале «спецоперации»*. Стартовав с 11 млрд рублей, уже 28 февраля, в день внепланового повышения ключевой до 20%, он достиг 2,9 трлн рублей и длился до конца марта. Его пик пришелся на 3 марта, когда он превысил 7 трлн рублей.
Почему банкам сейчас понадобились деньги?
Опрошенные Forbes эксперты назвали две возможные причины кратковременного структурного дефицита ликвидности. Во-первых, в 2023 году банки предпочитают подстраховаться перед повышением ключевой ставки. В июле 2023 года ее рост был предсказуемым, так как регулятор должен был отреагировать на разгоняющуюся свыше ожиданий инфляцию. Заседание 15 августа, наоборот, было внеплановым и происходило на фоне значительного ослабления рубля: курс доллара на Московской бирже в моменте превышал 101 рубль, и рынок находился в ожидании от финансовых властей новых мер, которые стабилизируют ситуацию на валютном рынке.
По объему дефицит ликвидности в секторе, который случился 15 августа, сопоставим с дефицитом в марте 2022 года — около 7 трлн рублей, говорит старший директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова. «Вместе с тем в прошлом году дефицит держался около месяца, тогда как в этот раз — лишь один день. Скорее всего, вчера банки решили подстраховаться и запастись ликвидностью на случай запроса средств со стороны клиентов», — считает она.
В этих действиях, действительно, может быть мотив подстраховки, согласен Беликов. «Нет необходимости напоминать про прошлогодний дефицит ликвидности при массированном введении внешних ограничений. Сейчас давление уже не может быть таким резким, да и клиентские настроения стали спокойнее. Но все же поводы, которые потенциально могут спровоцировать волнения, появляются», — рассуждает он. В первую очередь, это ослабление рубля. Во вторую — не до конца прогнозируемые изменения в денежно-кредитной политике.
«Конечно, эти изменения, наоборот, направлены на стабилизацию общей ситуации, но как инфоповод в моменте могут иметь различное освещение. Более того, при резком повышении рыночных ставок, которое в разрезе кредитных организаций происходит все же не одномоментно, клиенты могут перераспределять средства между различными кредитными организациями, делая выбор в пользу тех, кто быстрее или более значимо пересмотрел ставки по депозитам. И это может приводить к колебаниям ресурсной базы, компенсация которых требует запаса ликвидности», — объясняет эксперт.
Как показал опрос банков, который провел Forbes 15 августа, многие крупные банки не замедлили объявить о повышении ставок по депозитам. В частности, об этом заявили ВТБ, «Открытие», Почта Банк, Газпромбанк, Альфа-банк, Росбанк, банк «ДОМ.РФ», банки группы ТКБ, банк «Зенит», МТС Банк, ОТП Банк, Экспобанк, Ренессанс Банк. Вопреки ожиданиям экспертов и аналитиков финансового рынка, банкиры рапортовали о том, что максимальные ставки по депозитам сравняются с ключевой, а для некоторых клиентов и превысят ее.
Второй мотив для банков — возможность получить положительную процентную маржу. «Вероятно, на фоне появления новостей о внеочередном заседании ЦБ банки решили подстраховаться на случай какого-то экстремального повышения. Не исключено, что часть средств была использована и в целях арбитража», — предполагает управляющий директор НКР Михаил Доронкин.
Арбитраж можно запустить, привлекая деньги у ЦБ под низкую ставку и размещая овернайт (на один день) под высокую, считают два источника Forbes на финансовом рынке.
Вероятно, кто-то из крупнейших банков выбрал ранее согласованный регулятором лимит по заимствованиям под залог прав требования по кредитам высокого качества, говорит Беликов. Как правило, это требования к корпоративным заемщикам суверенного или квазисуверенного кредитного качества, уточняет он. К утру 16 августа эта задолженность уже была погашена, то есть речь шла о заимствовании на 1 день.
Перед последним заседанием cовета директоров Банка России было понятно, что ДКП резко ужесточится, но шаг ключевой ставки большинство прогнозистов не угадало, продолжает он. «Тем не менее с учетом предсказуемой направленности изменений банкам было выгодно занять средства подешевле, пусть и на совсем короткий срок. С этого уже можно получить положительную процентную маржу за один день», — заключает эксперт.
Любой банк, у которого есть залоги, может взять у ЦБ столько, сколько ему нужно, но немного дороже ключевой ставки. И в июле, и в августе банки этим воспользовались для усреднения резервов по старой ставке, пишет главный управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин в своем Telegram-канале. Потом банки брали внутри дня у ЦБ большой объем и заносили в обязательные резервы: в момент июльского решения почти 5 трлн рублей, во время августовского — почти 7 трлн рублей. «Никакой интриги в этом нет», — резюмирует эксперт.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.