К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Made in China: импорт китайского оборудования и машин в Россию вырос в разы

Фото Mike Hindle / Unsplash
Фото Mike Hindle / Unsplash
Китай активно наращивает поставки машин, оборудования и комплектующих в Россию: в первом полугодии по ряду товаров из этих групп экспорт в Россию вырос в разы, следует из китайской внешнеторговой статистики, которую изучил Forbes. Это помогло не допустить критических перебоев с инвестиционным импортом, но в перспективе несет и риски — к моменту оживления российских производств соответствующие ниши уже будут заняты производителями из КНР, предупреждают экономисты

Что едет из Китая

Экспорт техники из Китая в Россию резко вырос в первом полугодии 2023 года, следует из данных китайской внешнеторговой статистики. Федеральная таможенная служба закрыла данные о внешней торговле, но оценить экспорт и импорт России можно по зеркальной статистике стран-партнеров. Forbes проанализировал данные о поставках товаров номенклатуры 84-90 (туда входят машины, оборудование, комплектующие, бытовая техника и электроника) из Китая в Россию по последним данным Главного таможенного управления КНР на июнь 2023 года.

Стоимость экспорта этой продукции из Китая за первые шесть месяцев года выросла по сравнению с тем же периодом 2022-го вдвое — с $15,1 млрд до $31,5 млрд. Это 60% от стоимости всего экспорта Китая в Россию за этот период. В физическом выражении поставки выросли на 50%. По сравнению со вторым полугодием 2022 года стоимость выросла на 30%, с $24,2 млрд.

Сильнее всего в денежном выражении выросли поставки транспортных средств. По расчетам Forbes, поставки пассажирских автомобилей выросли почти в 6,5 раза т — с $715 млн до $4,6 млрд. Россия уже стала крупнейшим покупателем китайских автомобилей, за ней следуют Мексика и Бельгия. 

 

Кратно выросли поставки грузовиков (с $463 млн до $1,7 млрд — в 3,6 раза) и спецтехники — бульдозеров, экскаваторов, буровых машин и т. д. (с $574 млн до $1,7 млрд — почти втрое). Ввоз автозапчастей вырос слабее — на 65%, с $594 млн до $984 млн, электрического оборудования — на 40%, с $5,1 млрд до $7,6 млрд, и почти на 31% больше по сравнению с первым полугодием 2021 года.

В девять раз вырос экспорт Китая в Россию авиационной и космической продукции — с $8,7 млн до $80 млн в январе — июне 2023 года. «Пока Китай на глобальном рынке не занимает значимого места в авиастроении, как гражданском, так и военном. Рост импорта товаров в этой группе в основном происходит за счет поставок беспилотников и комплектующих к ним», — предположила старший научный сотрудник Лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Галина Баландина. При этом с 1 сентября китайские власти вводят на эту продукцию экспортные ограничения — за рубеж нельзя будет поставлять некоторые классы дронов и компоненты к ним.

 

«Китай во многом замещает поставки из Европы, в том числе и инвестиционных товаров. Но не все и не во всем, — подчеркивает Баландина. — Некоторое оборудование Китай не производит, есть спад инвестиционной активности в России, отложенные или замороженные проекты».

Почему всплеск инвестиционного импорта «задержался»

Активизация поставок китайского оборудования в ответ на разворот российских экспортных поставок на Восток началась не сразу — Китай не спешил интенсифицировать свои поставки в Россию, отмечал «Коммерсантъ». Экспорт машин и оборудования из КНР активизировался лишь во второй половине 2022 года, показывает статистика. Дело в том, что в первой половине прошлого года санкции нарушили привычные каналы поставок и проведения платежей даже в операциях с дружественными странами. Кроме того, на тот момент в Китае сохранялись жесткие антикоронавирусные меры — действовали локдауны в крупных промышленных и портовых городах, объясняет ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Андрей Гнидченко. Но уже в июле — августе 2022 года, по таможенной статистике КНР, поставки в Россию вернулись к докризисному уровню и стабилизировались до начала 2023 года. 

«Одним из факторов быстрого восстановительного роста импорта, помимо перенастройки каналов поставок, стало завершение 10 июля переходного периода по пятому пакету санкций ЕС, направленному на ограничение ввоза в Россию широкой номенклатуры товаров для «подрыва промышленного потенциала России», — объясняет экономист. — А с декабря в Китае существенно ослабили меры контроля за распространением коронавируса, что создало предпосылки для экономического оживления и дальнейшего роста импорта уже сверх докризисных объемов».

 

Свою роль сыграло и то, что западные поставщики сворачивали сотрудничество с Россией постепенно, отмечает заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин: «К тому же российским импортерам потребовалось время выстроить новые логистические маршруты и схемы поставок оборудования через третьи страны, включая Китай, и непосредственно найти замену западному оборудованию среди китайских аналогов».

Риск впасть в зависимость

Китай быстро прогрессирует в сфере машиностроения, отмечает Гнидченко. Еще до 2022 года доля китайской спецтехники на российском рынке бульдозеров, экскаваторов, самосвалов составляла от четверти и выше, отметил эксперт. «Китай является заметным игроком и на мировом рынке машин и оборудования, а в автомобилестроении и вовсе выступает одним из лидеров сегмента электромобилей», — отметил он. Рост спроса на электромобили помог Китаю опередить Германию и стать вторым экспортером автомобилей в мире. Китай может обогнать Японию уже к концу этого года, прогнозирует Moody’s Analytics. 

Качество же продукции китайского машиностроения варьируется. «В одних сферах относительно низкое качество (в терминах эксплуатационных характеристик, сроков службы, частоты поломок) может быть компенсировано доступностью цены, тогда как в других требования к высокому качеству могут быть безальтернативными (при высоких издержках в случае сбоев)», — пояснил Гнидченко.  

Есть значительный риск того, что к моменту «перезапуска» российских производств потребительских товаров и оборудования соответствующие позиции на рынках уже будут заняты продукцией производителей из «дружественных» стран — Китая, Индии, Белоруссии, Ирана, предупреждал ЦМАКП в мае. Зависимость России от китайского импорта растет, признает Баландина. Однако говорить о том, что Россия попала в зависимость о Китая в технологическом плане, преждевременно, уверен Луконин из ИМЭМО. «Высокотехнологичные товары поступают и из других стран, помимо Китая. Тем не менее нужно проявить очень серьезное внимание к тому, чтобы наладить собственное производство по стратегическим направлениям», — подчеркивает он.

«Во-первых, китайских компаний на российском рынке много, что не должно привести к явным проявлениям монополизма, — рассуждает Гнидченко. —  Во-вторых, риски можно частично предусмотреть и купировать, например за счет создания совместных предприятий». Тем не менее, хотя «в краткосрочном плане расширение присутствия Китая помогло справиться с риском критических перебоев в поставках машин и оборудования, в долгосрочной перспективе доминирование импорта из одной страны на ряде рынков может создать риски повышения цен и сжатия выручки национальных производителей», заключает эксперт. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+