Собственные доходы четырех новых регионов превысили 40 млрд рублей
Сколько собрали в новых регионах
Суммарные доходы четырех регионов, присоединенных к России осенью 2022 года, — Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей — с начала 2023-го составили почти 41,4 млрд рублей, следует из данных системы «Электронный бюджет» на 28 июля, которые проанализировало агентство АКРА по просьбе Forbes.
Собственные доходы Донецкой народной республики составили 21,6 млрд рублей. Эта сумма сравнима, например, с уровнем Дагестана (21,73 млрд рублей). Примерно половину от этой суммы (10,6 млрд рублей) в казну ДНР принес подоходный налог (НДФЛ), 4 млрд рублей — налог на прибыль.
Собственные доходы Луганской народной республики составили 15,2 млрд рублей, из которых половина (7,3 млрд) — НДФЛ, а 2 млрд рублей — налог на прибыль. В Запорожской области доходы составили 2,8 млрд рублей, из них 2,2 млрд — НДФЛ, 0,2 млрд — налог на прибыль. В Херсонской области из 1,8 млрд рублей собственных доходов львиную долю (1,3 млрд рублей) принес НДФЛ. «Госслужащие и бюджетные работники — врачи, учителя — получают зарплаты, с которой выплачивается НДФЛ», — пояснила профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.
В то же время новые регионы получили 260 млрд рублей дотаций с начала года, или 28%, из 920 млрд рублей, распределенных на всю Россию. «Дотации по большей части нецелевые — каждый регион сам решает, на какие расходы направить средства», — пояснил Forbes эксперт группы суверенных и региональных рейтингов агентства АКРА Илья Цыпкин. Лидером по абсолютному объему безвозмездных поступлений среди всех российских регионов стала ДНР (127,7 млрд рублей), следом за ней идут Крым (106,6 млрд рублей), Дагестан (83,9 млрд рублей), Чечня (75,3 млрд рублей), Московская область (75,2 млрд рублей) и Краснодарский край (72,4 млрд рублей).
Уровень дотационности четырех новых регионов «максимально высокий», подчеркивает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 85% доходов ДНР. Уровень дотационности ЛНР — 84%, Херсонской области — 93%, Запорожской области — 94%. Это выше, чем у традиционных лидеров: Чечни, Тывы, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Дагестана, где доля безвозмездных перечислений варьируется от 71% до 84%, отмечает замруководителя направления «Бюджетная политика» ЦСР Юлия Герасимова. Из четырех новых регионов профицитным складывается только бюджет Запорожской области — доходы превышают расходы на 1,8 млрд рублей. Бюджеты остальных регионов дефицитны, самый существенный дефицит — у ЛНР (13,9 млрд рублей).
«Донбасс, несмотря на сокращение промышленности, продолжает оставаться индустриально развитой территорией, где присутствуют металлургия, угледобыча, коксохимия и другие производства, — отмечает член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян. — Специфика же традиционных российских дотационных регионов отличается: в основном они характеризуются слаборазвитой промышленностью и небольшой численностью работающего населения. Их экономический потенциал во многом уступает даже текущим показателям Донбасса».
«Конечно, после таких разрушений и потерь эти регионы еще не нарастили экономическую базу для собственных налоговых поступлений», — подчеркивает Герасимова. В Крыму доля федеральной помощи достигала 58% в 2014 году и снизилась до 17,8% по итогам 2022-го. Дотационность Севастополя, по прогнозам, в 2023 году снизится до 64,5%, в 2014-м этот показатель был лишь немногим выше — 70%. «Конечно, эти значения еще далеки от среднего значения по всем субъектам России — 23%, но снижение отражает позитивные процессы — рост собственной налоговой базы регионов и повышение самостоятельности их бюджетов», — говорит Герасимова. В частности, правительство ДНР ожидает, что регион перестанет быть дотационным через 10 лет.
«Кризиса в регионах России нет»
Переход на новую систему уплаты налогов — Единый налоговый счет (ЕНС) — лишил смысла оценки доходов регионов в годовом выражении. «Невозможно адекватно оценить динамику доходов регионов — часть платежей за конкретный месяц поступает в бюджеты регионов только в следующем месяце», — пояснила Forbes Наталья Зубаревич. Поэтому данные по доходам за конкретный период 2023 года несопоставимы с показателями аналогичного периода 2022-го, подчеркивает Климанов.
Тем не менее данные «Электронного бюджета» о структуре доходов регионов позволяют судить, что «ничего страшного точно не происходит», подчеркивает Зубаревич. «Во всяком случае кризиса в регионах не наблюдается», — добавила Зубаревич.
В ряде регионов зафиксирован существенный скачок собственных доходов. Даже несмотря на некорректность сравнений с 2022 годом, рост в этих регионах в любом случае имеет место, отмечает Климанов. Больше всего, по оценке АКРА, собственные доходы увеличил Забайкальский край — во многом благодаря росту поступлений по налогу на прибыль. Всплеск может быть связан с увеличением товарооборота с Китаем и подготовкой к возобновлению добычи лития в крае. Существенный рост собственных доходов продемонстрировали Ленинградская область, Мурманская область и Еврейская АО. В Ленинградскую область идет значительный объем инвестиций в портовые комплексы, машиностроительные, химические и газоперерабатывающие производства. В Мурманской области «Новатэк» реализует Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, привел пример Климанов. В Еврейской АО завершился долгострой железнодорожного моста через Амур, начались поставки в Китай.
В целом же собственные доходы регионов стагнируют, отмечает АКРА. Это в первую очередь связано с сокращением сборов налога на прибыль — одного из основных «кормильцев» регионов, говорит Агван Микаелян. Прибыли компаний снизились после закрытия экспортных рынков из-за санкций и сокращения глобального спроса на российские энергоресурсы, объясняет эксперт. Индексация минимального размера оплаты труда (МРОТ) опережающими темпами — в 2022 году его индексировали дважды — и продолжающийся рост зарплат должны поддержать позитивную динамику сборов НДФЛ, добавил Микаелян.
При этом совокупные расходы регионов выросли на 17%, привела данные на 1 июля Зубаревич: «Расходы на ЖКХ выросли примерно на 27% по сравнению с прошлым годом, на соцзащиту — на 19%, на образование — на 14%, темпы расходов на национальную экономику сильно поубавились — до 10%, на здравоохранение упали на 3% — на этом экономят, пандемия Covid-19 закончилась». «Экстраординарный рост расходов у Белгородской и Курской областей, Крыма и Севастополя объясняется дополнительными мерами безопасности», — добавил Климанов.
«Важно учитывать сильнейшее региональное экономическое неравенство и зачастую диаметрально противоположную ситуацию с бюджетной обеспеченностью в разных субъектах», — подчеркивает Микаелян. «В экономически развитых и промышленно-сырьевых регионах корпоративные прибыли и зарплаты будут выше, а значит, будут выше и налоговые сборы, — прогнозирует эксперт. — Но такие регионы составляют меньшую часть, большинство же субъектов закроют год с дефицитом». По оценке АКРА, промежуточный дефицит бюджета на 28 июля сформировался у 51 субъекта, годом ранее дефицит на эту дату был у 21 региона.