Рубль продолжает падать: что происходит с российской валютой
Почему рубль снова падает
В первую неделю августа рубль снова резко подешевел к доллару. Тренд на ослабление национальной валюты длится с мая — с этого времени рубль дешевеет почти непрерывно, однако на этой неделе падение ускорилось. За пять торговых дней доллар на Мосбирже подорожал более чем на четыре рубля, до 95,8 рублей, 4 августа американская валюта впервые с марта стоила больше 96 рублей. Схожая динамика наблюдалась и в евро — неделю он закончил на отметке 105,8, прибавив за пять дней пять рублей.
Основной причиной снижения, по словам опрошенных Forbes аналитиков, остается торговый баланс — сокращение экспортных поступлений и рост импорта. На этом фоне сохраняется дисбаланс между высоким спросом на валюту и ее низким предложением, говорит аналитик УК «Альфа-Капитал» Александр Джиоев. Эту причину в качестве основной для давления на рубль в мае-июле называл и Банк России.
Причины снижения рубля все те же, что и раньше, констатирует экономист Bloomberg Economics Александр Исаков — в росте импорта и оттоке капитала, которые, по его мнению, стимулируются низкой ключевой ставкой и избыточно мягкой бюджетной политикой. Цена на нефть растет (в июле средняя цена Urals превысила установленный западными странами потолок в $60 за баррель. — Forbes), но это не приводит к росту валютного предложения на рынке из-за низких физических объемов экспорта, объясняет он.
По мнению старшего экономиста инвестбанка «Синара» Сергея Коныгина, существенный вклад в ослабление рубля вносит рост рублевых расчетов за экспорт. Из данных Центробанка следует, что в экспорте в Европу доля рубля составила 49,8%, в страны Карибского бассейна — 50,5%, в Океанию — 47,2%, а в Азию — 36,3%.
Кроме того, продолжительное ослабление рубля подогрело и спекулятивные настроения — также не в пользу российской валюты. Фактор спекулятивных настроений проявился еще в конце июля, во время налогового периода, считает главный экономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. В 20-х числах месяца экспортеры продают валюту, чтобы заплатить налоги, и эти продажи оказывают поддержку рублю, однако в июле значимой поддержки рубль не получил. «Спрос на валюту со стороны неконечных потребителей валюты (не импортеров) оказался столь высок, что не дал рублю укрепиться», — объясняет Прокудин.
Куда поведет бюджетное правило
В последние месяцы фактором поддержки рубля выступало бюджетное правило, которое с начала этого года работает в новой модификации. В рамках правила Минфин покупает юани и золото на сумму, эквивалентную нефтяным сверхдоходам бюджета, а если, наоборот, бюджет недобирает нефтяные доходы — Минфин продает валюту из Фонда национального благосостояния (ФНБ). С начала года, на фоне низких цен на российскую нефть бюджет недополучал нефтегазовые доходы, и Минфину приходилось продавать валюту — в сравнительно небольших объемах, которые тем не менее поддерживали рубль на «тонком» рынке.
Но постепенно цены на российскую нефть росли, «недостача» нефтегазовых доходов становилась все меньше, вместе с ней снижался и объем продаж валюты по бюджетному правилу — а значит, и поддержка для рубля. Аналитики обращали внимание, что в текущей версии бюджетного правила заложен риск «саморазогрева» рубля. «Порочный круг» работает так: ослабление курса рубля приводит к росту нефтегазовых доходов бюджета, и в итоге — к покупке валюты в рамках бюджетного правила, что дополнительно ослабляет рубль.
Переход к покупке валюты по бюджетному правилу ожидался несколько месяцев. В итоге покупки начнутся в августе — юаней и золота купят на 40,5 млрд рублей в течение месяца, или на 1,8 млрд рублей ежедневно. Впрочем, названная Минфином сумма ежедневных покупок целиком перекрывается суммами продажи валюты, которые с 1 августа проводит ЦБ. В рамках «зеркалирования» инвестиций из ФНБ Банк России за полгода продаст юани на 288,4 млрд рублей (2,3 млрд рублей ежедневно).
Опрошенные Forbes эксперты не исключают, что с учетом растущих нефтегазовых доходов от ослабления курса рубля в ближайшие месяцы объем покупок Минфином может превысить объем продаж ЦБ. Это приведет к усилению того самого эффекта для рубля, когда его слабый курс в итоге делает российскую валюту еще слабее за счет операций по бюджетному правилу, указывает указывает директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. «Причем в текущей ситуации Минфин не может скорректировать такой порядок бюджетного правила из-за санкционных ограничений. Предыдущее бюджетное правило функционировало исходя из долларовой цены на нефть, текущая же версия инициативы завязана на сбережениях в рублях. Это связано с тем, что у Минфина заморожены возможности проводить операции с «недружественными» валютами», — объясняет Полевой.
Масштаб проблемы не стоит преувеличивать, считает руководитель направления аналитки корпоративного бизнеса банка Дом.РФ Григорий Жирнов. «На рубль гораздо большее влияние оказывают другие факторы, помимо операций в рамках бюджетного правила — к примеру, сальдо торговых операций. Кроме того, Банк России может самостоятельно определять тактику покупок валюты и не осуществлять ее в случае высокой волатильности на валютном рынке. Это происходило уже не раз», — отмечает Жирнов.
Впрочем, не исключено, что негативный эффект для рубля все-таки заставит Минфин отказаться от его применения в части покупок валюты. О том, что валюту не будут закупать на нефтяные сверхдоходы, на этой неделе писали «Ведомости». Несмотря на то, что закупки в итоге начались, Минфин отметил, что правительство может рассмотреть вопрос о сокращении использования средств ФНБ в финансировании бюджетных расходов. «Слова о сокращении изъятий из ФНБ могут косвенно подтверждать слухи о том, что Минфин будет на дополнительные нефтегазовые доходы не покупать валюту, а финансировать расходы бюджета», — указывает Полевой из «Локо-Инвеста».
Что будет дальше
В условиях затянувшейся девальвации рубля экономисты видят несколько факторов, которые могли бы поддержать российскую валюту. «Во-первых, в последнее время растут нефтяные котировки, что будет позитивно влиять на показатели экспортеров. Этот фактор транслируется с некоторым лагом, и со временем он начнет сказываться и на валютном рынке», — указывает экономист «Ренессанс Капитала» Софья Донец. Другой фактор — предстоящее охлаждение импорта (и, соответственно, спроса на валюту), которого можно ожидать из-за ослабления рубля. Российская валюта продолжает быть недооцененной, уверена Донец — фундаментальный курс ближе к 80, нежели к 100 за доллар.
Основную поддержку рублю следует ждать со стороны правительства, считает Александр Исаков из Bloomberg Economics. Если бы власти дали сигнал о том, что обеспокоены влиянием роста бюджетных расходов на цены и, в конечном итоге, на курс, то рубль мог бы вернуться в диапазон 85-90 к доллару до конца года, говорит он.
В августе российская валюта останется в районе 95 за доллар, но в сентябре восстановится до 90 за доллар, если Минфин решит в этом месяце не покупать валюту в рамках бюджетного правила, прогнозирует стратег SberCIB Юрий Попов. Он считает, что рубль укрепится к уровню 85 за доллар на фоне растущей выручки экспортеров от более дорогой нефти. С ним соглашается и Коныгин из Синары: по его мнению, рубль будет торговаться на уровне 90 уже осенью.