Силуанов сообщил о подготовке к «мобилизации ресурсов» в ближайшие три года
Минфин не видит серьезных рисков для исполнения обязательств государства в 2023 году. Что касается 2024-2026 годов, Минфин совместно с правительством «отрабатывает задачи по мобилизации ресурсов». Об этом сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов, передал корреспондент Forbes. «В этом году у нас нет каких-то серьезных опасений по поводу исполнения бюджета. В части базовых всех решений вообще у нас проблем нет — мы все сделаем. А в части дополнительных — ресурсы будут найдены», — заверил Силуанов.
«По следующей трехлетке мы сейчас как раз вместе с нашими коллегами в правительстве отрабатываем задачи по мобилизации ресурсов. Да, это потребуется», — отметил министр.
Силуанов ранее отмечал, что наиболее приемлемый вариант финансирования растущих расходов — перераспределить «бюджетный пирог», а не повышать дефицит и налоги. «Те траты, которые сегодня есть, их перенести либо на потом, либо отложим и включим то, что нам надо. Это самое правильное, но самое тяжелое», — заявлял министр на ПМЭФ.
29 июня Минфин выступил с инициативой «фронтального сокращения» госрасходов в бюджете на 2024 год, сообщали «Ведомости» со ссылкой на два близких к правительству источника. Силуанов предложил ведомствам урезать траты на 10%. Отказ от 10% расходов стал регулярной практикой в бюджетном процессе. Секвестр 10% расходов по незащищенным статьям был в 2022 году и в пандемийном 2020-м. К защищенным обычно относят соцобязательства, здравоохранение, образование, траты на оборону и госбезопасность. К незащищенным — общегосударственные вопросы, национальная экономика, охрана окружающей среды.
Говоря о нефтегазовых доходах бюджета, Силуанов заверил, что «в этом году мы в целом выйдем на наши плановые задачи». «Доллар подрос в цене, а цены на нефть снизились. Если посмотреть по объемам нефтегазовых доходов, то мы сейчас выходим на базовый уровень нефтегазовых доходов, учтенных в бюджете», — пояснил министр.
Месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на траекторию, соответствующую базовому уровню 8 трлн рублей в год, сообщал Минфин. Базовый уровень нефтегазовых доходов был установлен на 2023-2025 год на фоне низкой предсказуемости нефтегазовых доходов из-за эмбарго ЕС на российскую нефть и нефтепродукты и принятого странами G7 «потолка» цен на нефть. К этой сумме привязано и новое бюджетное правило — при недоборе «базы» Минфин должен продавать валюту, при превышении — закупать ее в резервы.
Нефтегазовые доходы бюджета за январь-июнь упали на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 3,382 трлн рублей. Главных причин три: высокая база прошлого года, когда цены на сырье были заоблачными из-за энергокризиса, большой дисконт на российскую нефть марки Urals по сравнению с нефтью Brent, а также снижение цен на природный газ и объемов его экспорта.
Силуанов не ответил вопрос журналистов о том, изменил ли Минфин прогноз по дефициту бюджета на 2023 год. «Экономика подвижна, дефицит тоже может чуть-чуть измениться — но как в одну, так и в другую сторону», — считает министр. Дефицит бюджета в первом полугодии близок к планке на весь год — 2,595 трлн рублей за январь-июнь при прогнозе 2,925 трлн рублей (2% ВВП) по итогам года.