Неуправляемые притоки: как банки ближнего зарубежья «переварили» средства россиян
Cколько денег Центральная Азия и Закавказье получили от россиян
В прошлом году банки стран Центральной Азии и Закавказья испытали беспрецедентный приток средств нерезидентов. Как сообщил Forbes Национальный банк Казахстана (НБК), на 1 января 2023 года на счетах и вкладах физлица-нерезиденты хранили 1,34 трлн тенге ($2,9 млрд). Всего за год объем средств иностранцев подскочил на 1,1 трлн тенге и продолжает увеличиваться. По состоянию на 1 июня, НБК оценил средства физлиц-нерезидентов в 1,57 трлн тенге ($3,5 млрд). Хотя их доля в общем объеме обязательств банков сейчас невелика — всего 9%, полтора года назад речь шла о 1,5%.
Информацию в разрезе гражданства нерезидентов НБК не публикует, однако признает «увеличение спроса со стороны граждан России», говорится в ответе пресс-службы на запрос Forbes. То же подтверждает и статистика переводов из России в Казахстан. В прошлом году объем входящих из России средств вырос в семь раз — до 360 млрд тенге (более $778 млн по курсу на 1 января 2023 года). Публичных данных о том, сколько казахстанцев сейчас работает в России, нет, однако два года назад министр труда и социальной защиты населения республики оценивал их число в 71 000 человек. В то же время число россиян, которые в прошлом году въехали в Казахстан, по подсчетам местного МВД, составило 2,9 млн человек, что позволяет сделать вывод о том, что выводили средства в республику в основном нерезиденты-россияне.
Еще одной гаванью для средств россиян стал Кыргызстан. По данным Национального банка Кыргызской республики (НБКР), в начале 2022 года нерезиденты держали в банках страны всего 13,4 млрд сомов (примерно $158 млн по курсу на 1 января 2022 года), а к началу 2023 года — уже 54,23 млрд (более $633 млн). В ответе на запрос Forbes НБКР также признал, что в прошлом году мигранты из России «оказывали влияние на экономику» страны, которое происходило «через каналы спроса и увеличение притока иностранной валюты».
«Карточный туризм» и релокация привели российские деньги и в Узбекистан. Глава Центробанка страны Мамаризо Нурмуратов докладывал, что по итогам 2022 года более 60 000 россиян открыли счета и вклады в банках республики, принеся в них около $892 млн. Это в девять с половиной раз больше, чем они хранили до начала «спецоперации»*. Денежные переводы в Узбекистан выросли в 2,1 раза — до $16,9 млрд, говорил Нурмуратов. По его словам, внутренний спрос отражает не вся эта сумма, а лишь $11,5-12 млрд, поскольку в страну активно переводили деньги граждане сопредельных Кыргызстана и Таджикистана. На фоне дефицита наличной валюты на родине они использовали узбекские банки для обналичивания. Аналогичными переводами занимались и российские валютные спекулянты, что осложнило оценку денежного потока в страну.
Значительный объем российских денег был направлен в Армению. В 2022 году общий объем средств нерезидентов в армянских банках вырос более чем на 60% и составил 1,4 трлн драмов ($3,6 млрд по курсу Центробанка республики на 1 января 2023 года). «По нашим оценкам, большая часть прироста связана с увеличением средств физических и юридических лиц — резидентов РФ», — сообщила Forbes пресс-служба регулятора. По данным ЦБ Армении, в январе — апреле 2023 года средства нерезидентов сократились на 8% к началу года. Приток частных трансфертов в Армению в прошлом году поставил рекорд в $5,2 млрд.
В Грузию в 2022 году россияне перевезли 2,4 млрд лари (около $1 млрд), писало издание Business Media Georgia со ссылкой на данные Национального банка страны. За год общий объем средств вырос на 327%. Из статистики регулятора следует, что на 1 января текущего года общий объем средств иностранных граждан в грузинских банках достиг 6,6 млрд лари, а к маю еще немного подрос — до 6,7 млрд лари ($2,4 млрд). По данным грузинского регулятора, денежные переводы из России в прошлом году били рекорды, в отдельные месяцы превышая $300 млн.
Куда пошли эти деньги
Из материалов центробанков ближнего зарубежья следует, что поступившие в эти страны рекордные объемы средств не привели к буму кредитования населения и бизнеса ни в одной из стран притяжения релокантов и карточных туристов из России. Напротив, местные банки наращивали свои кредитные портфели достаточно осторожно, дозируя кредитование экономики.
Так, по данным НБК, на 1 января 2022 года совокупный кредитный портфель казахстанских банков составлял 20,5 трлн тенге, а через год он вырос на 20% — до 24,6 трлн (+20%). Для сравнения: в 2021 году казахстанские банки увеличили ссудный портфель почти на 28%. В Кыргызстане рост кредитования экономики в 2022 году держался на среднем уровне последних трех лет, сообщила Forbes пресс-служба НБКР. В Узбекистане кредитный портфель банков за прошедший год прирос на 19,5% — лишь немногим больше, чем в 2021-м (+17,8%). В Армении рост кредитования за счет средств нерезидентов пока не наблюдается, констатировала пресс-служба центробанка республики. По итогам года, кредитный портфель армянских банков вырос всего на 6%, до 4,2 трлн драм, и до 4,4 трлн — к апрелю 2023-го. В Грузии темпы роста кредитования в прошлом году даже снизились — до 3,2% с 13% в 2021 год.
В докладе «Перспективы развития региональной экономики» МВФ отмечает, что вместо того чтобы трансформировать полученные от нерезидентов средства в кредиты, банки стран Закавказья и Центральной Азии решили увеличить свои высоколиквидные активы — прежде всего объем денег на корсчетах и в ценных бумагах.
Это подтверждается и данными, которые предоставили Forbes регуляторы некоторых стран. Например, казахстанские банки за последние полтора года увеличили средства на корсчетах почти в два раза — до 1,55 трлн тенге, а в местных и иностранных ценных бумагах — в 1,3 раза, до 11,4 трлн тенге, сообщил НБК. Судя по опубликованным данным Центрального банка Узбекистана, высоколиквидные активы коммерческих банков страны за год приросли на 37%, до 104,47 трлн сум, а коэффициент покрытия ликвидности достиг рекордных 211,6%.
Поступающая от нерезидентов валюта оседала на зарубежных депозитах и корреспондентских счетах коммерческих банков, признал регулятор Кыргызстана. «Помимо этого, введение ограничения на вывоз наличной иностранной валюты из Кыргызской Республики с начала 2023 года способствовало увеличению объема иностранной валюты в кассах коммерческих банков», — добавил представитель НБКР. Центробанк Грузии на запрос Forbes не ответил.
В Армении соотношение ликвидных активов коммерческих банков к обязательствам до востребования на конец 2022 года составил 102,5%, следует из статистики местного ЦБ. «Полученные от нерезидентов средства банки разместили в высоколиквидные активы. В них преобладают корреспондентские счета, кроме того, определенные средства были также вложены в государственные облигации Армении и иностранных государств», — сообщила его пресс-служба, не раскрывая точных цифр. Ранее глава Центробанка Армении Мартин Галстян полностью одобрил действия коммерческих банков страны, которые не стремятся трансформировать обязательства в кредиты. «Исходя из позиций управления рисками, мы считаем, что политика формирования долгосрочных активов против такого рода краткосрочных обязательств несет в себе определенные риски», — говорил глава ЦБ.
Релокация мигрантов обусловила приток иностранной валюты в страну, который привел к увеличению объемов поступившей иностранной валюты преимущественно на расчетных счетах и счетах до востребования в коммерческих банках, подчеркивает пресс-служба НБКР. «Это подразумевает, что валюта поступает на счета в банках на короткий срок, в основном, с целью дальнейшего обналичивания или перевода за рубеж», — скептичен представитель регулятора.
Коммерческие банки стран Центральной Азии и Закавказья в основном понимают, что часть денег россиян к ним пришла скорее всего ненадолго, поэтому использовать эти средства для долгосрочного фондирования действительно нецелесообразно, говорит директор группы «Рейтинги финансовых институтов» S&P Сергей Вороненко. «Банки предпочитают сохранять высокий объем ликвидных активов, например размещают их в ценные бумаги и на корсчетах, и таким образом снижают свои риски на случай возможных оттоков», — добавляет он.
«Россияне выводили деньги из страны на панике, и к настоящему моменту большинство тех, кому это было необходимо, уже открыли счета и вклады за рубежом. Отток этих средств из банков Центральной Азии и Закавказья, очевидно, не произойдет одномоментно, а будет растянут во времени. В условиях растущих процентных ставок вложения в высоколиквидные ценные бумаги для банков выглядят очень привлекательно и разумно», — соглашается главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.
Статистика денежных переводов за 2023 год подтверждает опасения банкиров. Например, в Грузии объем трансфертов из России в 2023 году начал падать и по итогам мая уменьшился вдвое от прошлогодних пиков — до $154,7 млн. В Армении с пиковых $600,9 млн в феврале 2023 года показатель снизился до $281,2 млн в мае. Объем трансфертов из России в Казахстан в мае также упал.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.