ВТБ разочаровался в варианте обмена своих заблокированных активов на иностранные
ВТБ сообщил о тупике в переговорах по обмену своих европейских активов, контроль над которыми он потерял в 2022 году, на активы европейских банков. Вместо этого банк собирается выделить замороженные активы в отдельную структуру, чтобы расчистить свой баланс. Но для этого нужно внести поправки в законодательство
Ситуация с обменом заблокированных в Европе активов ВТБ на активы иностранных банков в России является тупиковой, заявил журналистам заместитель председателя правления банка Дмитрий Пьянов, представляя результаты МСФО банка за I квартал 2023 года. Переговоры с регуляторами ЕС и США по этому вопросу не привели к результатам, уточнил он.
Вместо этого ВТБ сосредоточится на выделении заблокированных активов и обязательств в отдельную структуру. Этот процесс банк планирует завершить в 2024 году. Пьянов не исключил, что новая структура, которая снимет с баланса банка заблокированные активы и обязательства, может быть выведена за периметр группы ВТБ.
ВТБ был одним из первых российских банков, который в 2022 году попал под санкции США, ЕС, Великобритании и других стран. Они в том числе предполагали заморозку активов и запрет для резидентов этих стран совершать любые сделки и операции с банком и его структурами.
Одним из самых чувствительных ограничений в отношении группы стало отстранение ВТБ Федеральным управлением надзора Германии (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht, или BaFin) от управления его европейской «дочкой» — VTB Bank Europe SE — со штаб-квартирой в немецком Франкфурте-на-Майне. Группа не согласилась с решением BaFin, а глава банка Андрей Костин назвал отстранение от управления активами на Западе кражей. Немецкий регулятор в апреле этого года начал процесс ликвидации VTB Europe.
Осенью прошлого года ВТБ оценивал весь объем замороженных активов в 600 млрд рублей. Выбытие зарубежных структур банка за периметр группы ВТБ стало одной из главных причин ее рекордного убытка в прошлом году.
В 2022 году ВТБ рассматривал вариант обмена замороженных активов банка на российские активы итальянского UniCredit и австрийского Raiffeisen Bank — крупнейших иностранных игроков на российском рынке. В интервью французской газете Les Echos в начале марта 2023 года Костин подтвердил, что обращался к европейскому регулятору, так как у группы нет интереса сохранять активы в Европе. По его словам, банки проявили интерес к такой схеме, но политического решения принято не было.
Весной 2023 года ВТБ указывал, что процедуру расчистки баланса подсанкционных банков от замороженных активов нужно упростить. Закон №292-ФЗ, который позволяет переводить такие активы на новое юрлицо, содержит серьезные ограничения, отмечал Пьянов. Во-первых, при выделении активов банку пришлось бы выставить оферту миноритариям, не согласным с таким решением. Во-вторых, кредиторы, в случае выделения активов, могут потребовать от банка досрочно погасить его обязательства, объем которых Пьянов оценивал в 2 трлн рублей. По словам Пьянова, сейчас ВТБ ведет консультации с ЦБ и Минфином о внесении поправок в закон.