Проголосовали ногами: куда ушли финконсультанты рухнувшего банка First Republic
Согласно данным Агентства по регулированию деятельности финансовых институтов (FINRA), с конца февраля по 15 мая проблемный банк покинуло более 40% консультантов. Ушедшие избегали JPMorgan Chase, крупнейший банк страны, который 1 мая купил большую часть активов First Republic, в том числе подразделение по управлению частным капиталом, за $10,6 млрд в результате сделки, организованной Федеральной корпорацией по страхованию вкладов (FDIC).
Аналитики и JPMorgan называли активы на $290 млрд под управлением First Republic важной частью сделки. Однако массовый исход консультантов указывает на то, что банку удастся сохранить меньшую часть этих активов, чем предполагалось ранее, поскольку состоятельные инвесторы нередко следуют за консультантами.
С помощью сервиса BrokerCheck от FINRA Forbes USA подсчитал число консультантов, которые покинули First Republic и начали работать в другой фирме в период с конца февраля по 15 мая. Сначала мы нашли консультантов, которые сейчас зарегистрированы или работают в First Republic (или работали там раньше). Затем мы вручную просмотрели сотни профилей и записей о регистрации, чтобы определить, когда консультанты сменили работодателя.
Из 152 консультантов, которые, как мы установили, покинули банк в заданный период, 28 человек ушли в Rockefeller Capital Management (подразделение собственного инвестиционного офиса семейства Рокфеллер), а 19 — в подразделение по управлению частным капиталом Royal Bank of Canada. Однако победителем стал Morgan Stanley, которому досталось 49 консультантов. По данным FINRA, только 11 консультантов First Republic ушли в JPMorgan до сделки.
Большинство из 152 сотрудников ушли до 1 мая, но в течение двух недель после сделки еще 40 консультантов начали работать в других фирмах. Поскольку данные BrokerCheck обновляются с задержкой, вполне вероятно, что большая часть из этих 40 человек готовилась к уходу еще до того, как 1 мая было объявлено о сделке с JPMorgan. Пока неясно, сколько из остающихся консультантов First Republic (220 человек, согласно последней оценке JPMorgan, опубликованной 3 мая) продолжат работать в банке в долгосрочной перспективе.
Несомненно, JPMorgan уже заметил этот исход и учел его в цене сделки. Тем не менее после приобретения финансовый директор JPMorgan Джереми Барнум заявил, что одно из достоинств сделки — это «развитие некоторых из наших ключевых направлений для роста, особенно в области управления капиталом».
Аналогичным образом Уолл-стрит считала приобретение отличной сделкой, потому что база состоятельных клиентов First Republic соответствовала амбициям банка по развитию собственного подразделения по управлению капиталом. Аналитик Wedbush Дэвид Кьяверини описал First Republic как «жемчужину сезона сделок с участием FDIC за последние два месяца» из-за базы состоятельных клиентов — актива, который «все чаще вызывает интерес других банков и управляющих компаний».
S&P Global полагает, что благодаря активам First Republic подразделение по управлению капиталом JPMorgan увеличится на 11%. «Если считать, что JPMorgan удастся удержать большую часть [остающихся] консультантов FRC, мы уверены, что это позволить генерировать постоянную регулярную выручку», ― написали 2 мая аналитики S&P.
Надо признать, что одна из причин, почему JPMorgan нанял так мало уходящих брокеров, заключается в его собственной сдержанности. Пока депозиты и цена на акции First Republic продолжали падать, JPMorgan сделал внутреннюю рассылку и запретил руководителям активно привлекать консультантов First Republic. «Мы попросили наших менеджеров не злоупотреблять тяжелой или неопределенной ситуацией», ― сообщил Forbes представитель JPMorgan.
Как сообщает Reuters, Citicorp и Bank of America выпустили аналогичные предупреждения. Morgan Stanley не ответил на многократные просьбы подтвердить, выпускал ли он подобные инструкции.
Но есть и другие причины, такие как корпоративная культура и система вознаграждений, из-за которых брокеры могли отдавать предпочтение Morgan Stanley, а не крупным банкам. Morgan Stanley был основан после того, как в 1933 году Конгресс принял Закон Гласса—Стиголла, согласно которому коммерческие и инвестиционные банковские операции должны быть разделены. Один из основателей Morgan Stanley был внуком основателя JPMorgan. Требование о разделении коммерческих и инвестиционных операций было отменено более 20 лет назад, однако крупнейшим коммерческим банкам все еще трудно привлечь более состоятельных клиентов-инвесторов.
«Тот факт, что многие из этих консультантов изначально работали в First Republic, а не в более крупных банках, указывает на то, что, с точки зрения JPMorgan, здесь возможен некий отрицательный отбор, ― отмечает Эрик Комптон, старший аналитик Morningstar. — Иными словами, именно эти консультанты со временем с большей вероятностью решат вернуться в среду и/или культуру менее крупных банков».
Действия консультантов крайне важны, потому что, по данным аналитической фирмы Cerulli Associates, при переходе из одной фирмы в другую консультант, как правило, забирает с собой примерно 75% клиентских активов.
Однако Комптон полагает, что JPMorgan структурировал сделку таким образом, чтобы она оставалась прибыльной даже без учета консультантов, которые уже покинули банк. По его словам, JPMorgan остался бы в выигрыше, даже купив одно лишь коммерческое подразделение First Republic, на которое, согласно опубликованным документам, в прошлом году пришлось 82% от чистого дохода банка, который превышал $1,6 млрд. В понедельник, в ходе презентации для инвесторов JPMorgan предсказал, что благодаря этой сделке его чистый процентный доход за 2023 год вырастет на $3 млрд и достигнет $84 млрд.
«Любая возможность сохранить хоть часть активов First Republic (состоятельные клиенты, консультанты, частные банкиры и так далее) станет бонусом, и это умный ход», ― сообщил Комптон в электронной переписке с Forbes, добавив, что «структурировав сделку таким образом, JPMorgan минимизировал финансовые риски и добился того, чтобы сделка оставалась выгодной при разных сценариях».
«Конечно, в процессе интеграции будут возникать сложности, и трудно сказать, удастся ли удержать большинство клиентов и консультантов», ― сообщила после сделки группа аналитиков Evercore ISI под руководством Гленна Шорра. Исследователи, однако, добавили, что сделка однозначно «ускоряет» стратегию JPMorgan в области управления капиталом в США.
Несколько консультантов, с которыми Forbes побеседовал на условиях анонимности, предсказывают, что многим из бывших консультантов First Republic, которые останутся в JPMorgan, придется привыкать к новой корпоративной культуре. Некоторые, конечно, будут рады стабильности крупного банка, но другим может не понравиться более жесткая структура. Например, First Republic мог предлагать клиентам кредиты на выгодных условиях, которые вряд ли станет копировать JPMorgan.
Еще один важный аспект — структура вознаграждений и выплаты консультантам First Republic. В последние несколько лет First Republic активно нанимал консультантов и предлагал новым сотрудникам различные крупные бонусы. Теперь консультантам придется привыкать к новой реальности в JPMorgan, который, как сообщают источники внутри компании, продвигает командную модель вознаграждения, а не огромные премии для звезд.
Тем не менее, банк вел агрессивную политику, чтобы убедить консультантов First Republic остаться: в частности, генеральный директор Джейми Даймон и другие руководители рассказывали на конференц-звонках о ресурсах компании и ее продуктах для клиентов. JPMorgan почти наверняка будет стремиться удержать отдельных консультантов (особенно тех, кто управляет крупными активами). В конце концов, важная причина для приобретения First Republic — множество состоятельных клиентов в прибрежных городах вроде Сан-Франциско и Нью-Йорка.
«У JPMorgan есть много инструментов для удержания сотрудников, такие, как зарплаты и система бонусов, а также дополнительная автономия в рамках общей системы управления JPMorgan», ― отмечает Комптон.
Почему столько менеджеров активов оказались в Morgan Stanley? Представитель фирмы утверждает, что они не переманивали сотрудников. Однако источник, знакомый с деятельностью компании, говорит, что Morgan Stanley активно привлекал по меньшей мере часть новых консультантов.
Даже если компания не афишировала наем новых сотрудников, уходящие консультанты явно предпочитали Morgan Stanley и проявляли меньше интереса к JPMorgan.
«Хорошая новость в том, что эти консультанты переходят от одного сильного бренда к другому», ― говорит Роб Сечан, генеральный директор NewEdge Wealth, инвестиционной фирмы, которая управляет активами на сумму более $30 млрд. Он предсказывает, что большинство консультантов и их клиентов будут рады стабильному банку, чьи активы не зависят от незастрахованных вкладов. Более того, по его словам, многие консультанты, у которых были заключены долгосрочные контракты с First Republic, с большой вероятностью задержатся, чтобы получить выплаты в полном размере.
«Клиенты, несомненно, оценят стабильность JPMorgan на фоне First Republic, но многие, возможно, рассмотрят другие варианты в поисках нового консультанта, ― говорит Джеймс Стэк, президент Investech Research и Stack Financial Management. ― Если клиенты начнут покидать JPMorgan, уйдут и консультанты». И наоборот, разумеется.
Перевод Натальи Балабанцевой