В одном ряду с Ираном и КНДР: чем грозит России попадание в черный список FATF
Что случилось?
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF, Financial Action Task Force) планирует собраться на пленарное заседание 19-23 июня. Пока она публично не заявляла о планах включить Россию в серый или черный списки. О попытках продавить такое решение сообщал глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин еще летом 2022 года. Главным последствием он называл отключение России «от всех возможностей по проведению финансовых операций с коллегами за рубежом».
Как утверждает Bloomberg, Россия призвала Индию противостоять таким попыткам. Иначе последует «каскад непредсказуемых и негативных последствий» для сотрудничества в оборонной, энергетической и транспортной сферах.
FATF уже приостановила членство России 24 февраля 2023 года, в годовщину начала «спецоперации»*. Беспрецедентное решение организация объяснила действиями России на Украине. Кроме того, Россия «торгует со странами, в отношении которых действуют санкции ООН», и является источником «злонамеренной киберактивности», указывала FATF.
Последствия от этого решения были в основном организационными, отмечала замдиректора Росфинмониторинга Галина Бобрышева в начале марта. России запретили участвовать в заседаниях FATF, голосовать и оценивать другие страны. Тем не менее именно исключением страны из FATF вместе с ее попаданием в европейский черный список налоговых юрисдикций Bank of Cyprus объяснял закрытие счетов российских клиентов в апреле. А банки Казахстана после приостановки членства России в FATF значительно усилили комплаенс валютных операций, для чего вышло отдельное постановление и детальная регуляторика по банковскому сектору, указывает доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Гордиенко.
Сотрудничество России с зарубежными регуляторами в антиотмывочной сфере ПОД/ФТ уже осложнено «практически на всех уровнях», говорит руководитель практики санкционного права и комплаенса адвокатского бюро КИАП Денис Примаков. Россия после исключения из Совета Европы покинула комитет экспертов СЕ по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ). Egmont Group (неформальное объединение финансовых органов разных государств) также приостановил членство России. Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин находится под санкциями Канады и Австралии.
Включить Россию в черный список не раз призывала Украина, которая сама не является членом FATF. Это заставило бы страны проявлять повышенную осмотрительность по любым транзакциям с Россией, такое действие, как следствие, повысит стоимость ведения бизнеса и снизит способности Кремля финансировать «спецоперацию», писал глава Минфина Украины Сергей Марченко в колонке для Financial Times.
Индия и Китай как члены FATF явно не поддержат внесение России в черный список, оптимистичен вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Иначе это может привести к коллапсу поставок товаров, которые экспортирует Россия, предупреждает профессор ВШЭ Евгений Коган. Для Индии под угрозой окажутся энергетические, оборонные, инфраструктурные проекты, пояснил Forbes Михаил Гордиенко. Россия активно инвестирует в строительство АЭС «Куданкулам». Проводятся разработки в сфере сверхзвуковых видов вооружений, например ракеты BrahMos. РЖД совместно с индийской CONCOR поддерживают транспортный коридор «Север-Юг». «Для реализации этих проектов потребуется поддержание работоспособных механизмов межбанковских расчетов», — подчеркивает он.
Черная метка
Внесение России в черный список стало бы огромной проблемой — любые международные платежи для России будут либо невозможны, либо проходить с «колоссальным скрипом», отмечает Евгений Коган. Не только европейские контрагенты России, но и Китай, Индия, Турция, Бразилия и другие страны подчиняются стандартам FATF, поэтому пересмотр статуса России повлечет усиленные проверки транзакций, подчеркивает Денис Примаков.
Хотя FATF не запрещает сотрудничество со странами из черного списка, а только рекомендует максимально глубоко изучать контрагентов из этих стран и их транзакции, часть иностранных банков в таком случае откажется от работы с Россией, пояснила Forbes заместитель директора отдела форензик Kept Кристина Белоусова: «В политике по ПОД/ФТ (противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. — Forbes) многих банков прописан запрет на взаимодействие с финансовыми институтами из стран в черном списке FATF».
«Любой банк будет воздерживаться от транзакций, понимая, что сам может угодить под штрафные санкции, — предупреждает Коган. — Это ударит не только по бизнесу, но и по тем россиянам, которым, например, необходимо оплатить лечение или учебу за рубежом».
Сейчас в черном списке «юрисдикций высокого риска» (High-Risk Jurisdictions) FATF находятся Иран, Мьянма и Северная Корея. Это страны с серьезными стратегическими недостатками в системах по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения. «Они в изоляции не один десяток лет и имеют мало дел с внешним миром — свободно проводить финансовые операции с ними практически невозможно», — говорит Алексей Войлуков.
В 2019 году Россию прошла полноценную проверку FATF и получила наивысший уровень соответствия. Возвращение России в черный список спустя два десятилетия — в 2000–2002 годах Россия уже числилась там — станет нонсенсом, говорит Войлуков. «Тогда это было менее критично, — отмечает Коган. — Комплаенс не был на таком всепроникающем уровне, как сейчас. Сегодня это уже «гидра», которая никому не дает дышать». «Вероятность, что FATF пойдет на крайний шаг, мала, но гарантий нет, — подчеркивает Войлуков. — Организацию учредили страны G7 («Большой семерки») в 1989 году, и они могут оказывать сильное влияние на ее решения».
О риске изоляции финансового сектора говорить сложно, отмечает Михаил Гордиенко: «Остаются альтернативные средства расчетов, не всегда легитимные, но намного более гибкие — криптовалюта и цифровые финансовые активы (ЦФА).
Президент Владимир Путин в ноябре прошлого года предлагал создать международную систему платежей по примеру хавалы. Эта неформальная система расчетов распространена в Иране, который находится под санкциями более 40 лет и отключен от SWIFT. Суть хавалы заключается в том, что отправитель отдает деньги посреднику в своей стране, а получатель тут же получает их в другой — через своего. Такие расчеты «исключительно на доверии» в России совершаются уже сейчас не только при копеечных расчетах между физлицами, отмечает Войлуков. «Подобные операции невозможно регулировать. Их вряд ли узаконят и будут поощрять официально — скорее, за них не будут сильно преследовать при отсутствии жалоб», — считает он.
Оттенки серого
Более вероятно попадание России в более мягкий серый список «юрисдикций под усиленным мониторингом» (Jurisdictions under Increased Monitoring), считают опрошенные Forbes эксперты. В сером списке FATF сейчас 23 страны, включая Турцию, ОАЭ, ЮАР, Албанию, Йемен, Иорданию. Эти страны должны оперативно устранить выявленные FATF недостатки в антиотмывочной работе в установленные организацией сроки. «В сером списке есть продвинутые страны, которые явно не похожи на рассадник отмывания средств и терроризма, и их бизнес присутствует на мировом рынке», — подчеркивает Войлуков.
В этом случае банки все равно еще тщательнее будут проверять транзакции с Россией. На практике это приведет к увеличению задержек и блокировок операций в связи с запросом со стороны комплаенс-служб банков дополнительных документов о деталях транзакции, пояснила Forbes Кристина Белоусова. «Это тоже крайне неприятно, но не трагично, — отмечает Евгений Коган. — Нынешние реалии проверок российских платежей «под микроскопом» уже практически идентичны тому, как если бы Россия была в сером списке FATF». Банки и финансовые посредники в случае попадания России в серый список будут адаптироваться к возросшему комплаенсу и придумывать пути обхода, считает Коган. «В результате международные транзакции станут еще дольше и дороже», — резюмирует он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.