Кудрин и соавторы оценили эффективность бюджетного правила в России
Бюджетное правило не всегда обеспечивает сбалансированность расходов и доходов бюджета. К такому выводу пришли Кудрин и его соавторы в научной статье в журнале «Вопросы экономики». По их оценке, Россия входит в число стран, где бюджетные расходы опережают динамику ВВП, хотя механизм бюджетного правила нацелен на обратное
Механизм бюджетного правила, который используется в том числе в России, не всегда обеспечивает сбалансированность расходов и доходов в бюджете. К такому выводу пришел экс-глава Минфина и Счетной палаты Алексей Кудрин и его соавторы в статье «Оценка влияния бюджетных правил на цикличность государственных расходов», опубликованной в журнале «Вопросы экономики». Внимание на нее обратил РБК.
Эксперты провели анализ на данных с 1995 по 2019 год. Они не учитывали период пандемии 2020-2021 годов и сопряженный с «геополитическими потрясениями» 2022 год.
В экономической теории бюджетные правила направлены на сдерживание чрезмерного роста бюджетных расходов, особенно в благоприятные для экономики времена. Однако, по оценке авторов статьи, Россия входит в число стран, где расходы бюджета после введения бюджетных правил опережают динамику ВВП. Аналогичная ситуация наблюдается в США, Канаде, Японии, Франции и Норвегии, говорится в публикации.
Всего из 49 стран выборки, использующих бюджетное правило не менее пяти лет, меньше половины смогли добиться более медленного роста госрасходов по сравнению с ВВП. И только семь государств смогли уменьшить долговую нагрузку. Такая динамика может означать, что объем дополнительных расходов бюджета в периоды спада экономики не компенсируется сокращением расходов при положительных темпах роста, указано в статье.
В России с 2010-х годов ситуация развивается «по схожему сценарию, однако в гораздо более ограниченных масштабах», отметили Кудрин и соавторы. В связи с этим они пока не видят рисков «стремительного роста долговой нагрузки» в стране.
Говоря о причинах сниженной эффективности бюджетный правил, эксперты подчеркнули важность качества управления государственными финансами. По их оценке, механизм работает хуже «в более коррумпированных демократиях». Среди возможных объяснений они также выделили низкий уровень исполнительской дисциплины. Например, по данным Еврокомиссии, уровень исполнения бюджетных правил в ЕС за 1998-2019 годы в среднем не превышал 55%.
Низкая эффективность бюджетного правила несет риски для экономик ресурсоэкспортирующих стран, к которым относится и Россия, предупредили авторы статьи. Волатильные бюджетные поступления вынуждают власти снижать расходы на производительные статьи бюджета (например, инвестиции), чтобы продолжить финансирование защищенных статей, указано в публикации.
Представитель Минфина, комментируя статью Кудрина и соавторов, заявил РБК, что бюджетные правила служат «единственным зарекомендовавшим себя в международном опыте работающим механизмом минимизации восприимчивости внутренних экономических условий к колебаниям внешней конъюнктуры для сырьевых стран». В России финансовой стабильности во многом удалось достичь благодаря этому механизму, указали в ведомстве.
«Бюджетные правила позволяют минимизировать восприимчивость внутренних экономических условий к колебаниям внешней конъюнктуры, а также снизить зависимость ненефтегазового сектора и госфинансов от конъюнктуры сырьевых рынков», — отметили в Минфине.