К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не как в 2008 году: почему крах First Republic вряд ли приведет к финансовому кризису

Фото Justin Sullivan / Getty Images
Фото Justin Sullivan / Getty Images
Крах банка First Republic стал крупнейшим со времен финансового кризиса 2008 года. Однако эксперты не ждут его повторения. Чем отличается текущая ситуация от событий пятнадцатилетней давности?

Что случилось

В понедельник, 1 мая, Федеральная корпорация страхования вкладов (FDIC) ввела внешнее управление в проблемном банке  First Republic. Из всех банков, которые закрылись в США за последние два месяца, First Republic — самый крупный. В банковской системе страны он занимает 14-е место по активам. Почти сразу после этого стало известно, что значительная часть активов банка (кредитный портфель на $173 млрд, ценные бумаги на $30 млрд) и депозиты (на $92 млрд)  перешли на баланс крупнейшего банка страны — JPMorgan. Возможные убытки по кредитам First Republic FDIC с JPMorgan поделят на двоих. Также по итогам сделки JPMorgan получит от FDIC $50 млрд.

Таким образом, крах First Republic ($213 млрд активов на конец 2022 года) стал крупнейшим в США с 2008 года, когда в начале финансового кризиса рухнул банк Washington Mutual ($432 млрд активов на момент банкротства). First Republic последовал за Silicon Valley Bank (SVB) и Signature Bank, которые также входили в топ-30 американских банков по активам. Также был вынужден прекратить работу банк Silvergate — небольшой по активам, но важный для криптоиндустрии. Если суммировать активы банков, которым пришлось закрыться в 2023-м, то этот показатель уже выше значения 2008 года ($532 млрд против $528 млрд).

Контекст

Проблемы у крупных региональных банков США начались в марте. Банки в период низкой ставки Федеральной резервной системы США (ФРС) накапливали на своем балансе ипотечные и государственные облигации — на них приходилась значимая часть активов тех банков, которые в итоге закрылись. Такие банки столкнулись со сложностями при оттоке вкладчиков и увеличении стоимости фондирования. Им пришлось продавать облигации, которые на фоне резкого повышения ставки ФРС в 2022 году существенно подешевели. На новостях о том, что банки испытывают проблемы и нуждаются в докапитализации, начался отток вкладчиков, с которым они не смогли справиться. 

 

Для стабилизации ситуации ФРС упростила доступ к «дисконтному окну» — стандартному инструменту для поддержки банков. Банки заняли у регулятора более $300 млрд. Кроме того, FDIC сразу объявила о защите всех средств вкладчиков, а не только тех депозитов, которые вписывались в страховой лимит $250 000.

В ходе «первой волны» паники вкладчиков сильно пострадал и First Republic — клиенты вынесли оттуда около половины депозитов (примерно $100 млрд). 

 

Существующие риски 

На фоне закрытия First Republic инвесторы сохраняют беспокойство насчет устойчивости средних по размеру активов региональных банков. Во вторник, 2 мая, индекс акций региональных банков упал на 5%, до самых низких значений с 2020 года, отмечает The Wall Street Journal. Хуже других выглядели акции банка PacWest из Лос-Анджелеса (падение более чем на 27%), нью-йоркского Metropolitan Bank (минус 20,5%), Western Alliance из Финикса (минус 15%). 

Риски для банковского сектора США остаются существенными, считает аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов. Для предотвращения оттока средств клиентов или привлечения новых денег банкам придется заметно повысить депозитные ставки, что будет оказывать давление на их чистую процентную маржу, объясняет он. Для компенсации этого банки будут пытаться поднимать ставки по займам и ужесточать условия кредитования, что будет отрицательно сказываться на спросе на кредиты. 

Также еще не до конца реализован эффект от повышения ставки ФРС, говорит управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. «Чем дольше ставки находятся на высоких значениях, тем больше проблем будет формироваться в банковском секторе и в целом в финансовой системе США», — считает он. На начало года в связи с повышением ставки ФРС у банков сформировался нереализованный убыток (то есть сумма, на которую подешевели активы, которые пока не проданы и остаются на балансе банка) на $620 млрд. «И, как показала практика, в случае наступления неблагоприятных событий эти убытки могут частично реализовываться и значительно усугублять ситуацию», — отмечает Додонов из ФГ «Финам». 

 

Многие банкиры и правительственные чиновники США надеялись, что крах First Republic Bank ознаменовал собой конец банковской паники в США. «Эта часть кризиса закончилась», — заявил в понедельник, 1 мая, исполнительный директор JPMorgan Джейми Даймон после объявления о покупке банка. 

Однако инвесторы пока не разделяют оптимизм. Индекс американских региональных банков во вторник, 2 мая упал более чем на 5%, до самого низкого уровня с 2020 года. Хуже других выглядели акции банка PacWest из Лос-Анджелеса (падение более чем на 27%), нью-йоркского Metropolitan Bank (минус 20,5%), Western Alliance из Финикса (минус 15%). Беспокойство инвесторов насчет здоровья региональных банков сохраняется, констатирует The Wall Street Journal. По данным S3 Partners, доля коротких позиций в бумагах SPDR S&P Regional Banking ETF, ориентированного на региональные банки США, выросла с 74% до 96% с прошлой недели. 

Одна из причин беспокойства инвесторов — продолжение ужесточения монетарной политики ФРС. Несмотря на банковские потрясения, регулятор продолжил повышать ставку — по итогам двух заседаний ФРС она выросла еще на 0,5 п. п., до 5-5,25%. Согласно данным CME Group, почти 90% участников рынка закладывают повышение ставки на предстоящем заседании на 25 базисных пунктов. Рост ставок побуждает клиентов банков переводить средства с текущих счетов в продукты, которые предлагают более высокую доходность, что делает проблемные банки особенно уязвимыми. Кроме того, региональные банки уязвимы к падению потребительских расходов и стоимости офисной недвижимости, отмечает The New York Times. По данным Goldman Sachs, на долю небольших региональных банков приходится около 80% ипотечных кредитов на коммерческую недвижимость и около 45% от общего объема потребительских кредитов. 

Как в 2008-м, не будет

Несмотря на то что предпосылки для продолжения банковского кризиса в США сохраняются, опрошенные Forbes эксперты едины во мнении, что мир не столкнется с финансовым кризисом, подобным тому, который произошел в 2008 году, когда из 13 наиболее важных финансовых учреждений США под угрозой банкротства были 12. Нынешняя ситуация отличается от той, что была в 2008 году, тем, что сейчас банки сталкиваются не с низким качеством активов, а с реализацией процентного риска, объясняет главный аналитик «Открытие Инвестиции» Алексей Корнилов. Если 15 лет назад банки столкнулись с невыплатами по ипотечным кредитам с высоким уровнем риска, сейчас серьезность кризиса определяется поведением процентной ставки — как скоро она выйдет на пик и перейдет к снижению, считает Корнилов. 

Кроме того, после кризиса 2008 года американские власти существенно ужесточили регулирование банков, особенно крупных, отмечает Додонов. Прежде всего это выразилось в увеличении нормативов достаточности капитала, что дает им большую финансовую подушку. «При этом и у регулирующих органов сейчас больше полномочий для решения проблем даже крупного обанкротившегося банка, что должно предотвратить хаос, подобный тому, что последовал за банкротством Lehman Brothers в 2008 году», — считает Додонов.

 

После финансового кризиса в 2008 году регуляторы ввели жесткие правила в отношении капитала крупных банков: они должны были иметь определенный объем резервов на случай кризиса, а также отчитываться о том, насколько диверсифицирован их бизнес. Однако такие регуляторные правила не распространялись на банки среднего размера. По итогу у First Republic, Signature и SVB незастрахованных государством депозитов было 68%, 94% и 90% от общего объема соответственно, и это выше показателей крупнейших банков. Текущий кризис отражает единичные случаи неграмотного управления балансов, констатирует аналитик Freedom Finance Global Алина Попцова.

Как отмечает The New York Times, проблемы First Republic были скорее уникальны. За последние несколько недель отчитались десятки региональных банков, отмечает издание, и их показатели оказались не настолько мрачными, как закладывали некоторые аналитики и эксперты. Таким образом, разрешение ситуации First Republic должно ознаменовать завершение наиболее острой фазы банковского кризиса, считает Игорь Додонов, аналитик ФГ «Финам». «Оно несколько успокоит вкладчиков, да и в целом в определенной степени восстановит доверие к американской банковской системе», — считает он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+