Социологи выявили самый высокий уровень финансовой неопределенности в России
Опрос ассоциации Gallup и «Ромир» показал, что почти половина россиян не определилась, хочет ли забрать денежный бонус в размере месячного дохода сейчас или через год, но в двойном размере. Это максимальная доля затруднившихся ответить на вопрос среди 56 стран, где проводилось исследование. Доля россиян, готовых подождать удвоенного выигрыша, — одна из самых низких в мире, меньше — только в Косово
Результаты опроса, проведенного ассоциацией Gallup International и холдингом «Ромир», продемонстрировали самый высокий уровень финансовой неопределенности в российском обществе среди 56 стран. Об этом пишет РБК со ссылкой на итоги опроса, российских респондентов анкетировал «Ромир».
Всего было опрошено в августе-октябре 2022 года 53 300 человек в странах, чье население составляет примерно две трети населения мира. Участников опроса спрашивали лично по телефону или через интернет, хотели бы они получить дополнительный бонус в виде одного ежемесячного дохода прямо сейчас или в двойном размере через год. В «Ромире» пояснили, что в поведенческой экономике такой вопрос задают для определения уровня жизни и финансовой стабильности в стране.
Стабильность тем выше, чем больше доля выбравших отложенный, но удвоенный выигрыш. В России двукратную выплату предпочли только 20% респондентов, однократную — 32%. Остальные 48% российских респондентов не смогли выбрать. Эта доля неопределившихся стала максимальной среди всех 56 стран. Доля россиян, готовых подождать удвоенного выигрыша, — одна из самых низких в мире, меньше — только в Косово.
В среднем по миру 46% респондентов предпочли получить дополнительный доход сразу, 42% — готовы подождать год ради двойной суммы. Затруднились ответить на вопрос 12% респондентов. Самый высокий уровень тех, кто готов подождать удвоенного бонуса, в Северной Америке, а самый низкий — в Латинской Америке.
Самые большие доли ответов об удвоенном бонусе в ходе опросов выявили в Швеции — 75% респондентов, в Нидерландах — 59%, Японии — 56%, Германии — 55%, Великобритании — 54%. Немедленные выплаты бонуса выбирали в основном в регионах с низким уровнем дохода — в странах Среднего Востока, Северной Африки и в Латинской Америке. Больше всего таких ответов в Нигерии — 76%, в Ираке — 74%, в Пакистане — 69%.
По словам доктора социологических наук, президента «Ромира» Андрея Милехина, выбор, который делали анкетируемые, «больше связан с оценкой настоящего, нежели с прогнозами на будущее». Результаты опроса — это своего рода индикатор восприятия стабильности, добавил социолог. Готовность подождать большего выигрыша всегда выше в странах с более высоким уровнем валового национального дохода (ВНД) на душу населения, считает заведующий международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин.
Больше всего терпеливых (48%) зафиксировано в самых богатых государствах (с подушевым ВНД от $13 200, по классификации Всемирного банка), а также среди респондентов с высшим образованием (46%), следует из данных «Ромира». Большой процент отказавшихся отвечать на «абстрактно-диагностический» вопрос отражает некую растерянность и неопределенность в обществе, сказал Милехин. «Половина не знают, что им делать, — это много», — отметил Белянин.
Он добавил, что недоверие к будущему, отсутствие планов вкупе с низкой финансовой грамотностью не благоволят сберегательному и инвестиционному поведению. По оценке заведующего лабораторией социальной и экономической психологии РАН Тимофея Нестика, выросший оптимизм в отношении будущего российской экономики в целом сочетается у россиян с низкой готовностью к крупным покупкам и сдержанными или пессимистическими оценками в отношении роста материального благополучия своей семьи.