Идеальный шторм в ледяной воде: как российские банки пережили кризисный 2022 год
Например: «Жизнь — это как волны в море. Одна несет вверх, другая вниз». И не поспоришь. Несет же? Еще как. Одна вверх, другая сразу вниз. Да у кого угодно морская болезнь от этой качки начнется. Просто мы в России уже привыкли.
2022 год на банковском рынке был тоже какой-то сагановский: «Немного солнца в холодной воде». Солнца мало, зато ледяной воды хоть отбавляй. Если попытаться изобразить пульс банковского сектора в течение прошлого года, получится, наверное, даже не график волнового процесса, а кардиограмма при аритмии. Но спасибо, что не как при клинической смерти. Ее российскому банковскому сектору в первом полугодии 2022-го предсказывали, но пациент все же остался жив и даже смог самостоятельно уйти из палаты. Хоть и пошатывался немного, как моряк при качке.
Тонны холодной воды…
Итак, февраль 2022 года. Первые санкции против российских кредитных организаций. Несколько крупнейших банков — в SDN-листе. Коллапс международных трансакций. Ключевая ставка 20%. Кредитование устремляется к нулевым уровням. Котировки ценных бумаг летят в пропасть. Март. Отключение семи кредитных организаций от SWIFT. Прекращение работы Visa и Mastercard. Лихорадка на валютном рынке: больше 120 рублей за доллар, больше 130 — за евро. Клиенты выносят деньги с банковских счетов: и с рублевых, и с валютных. Ликвидность банков под жесточайшим давлением.
…и совсем немного солнца
Банк России включает мощный антикризисный и противосанкционный огонь. Меры поддержки банковской системы принимаются одна за одной, практически в режиме онлайн. Вводятся ограничения на снятие наличной валюты, регуляторные послабления в части нормативов. Значительно смягчаются требования по формированию резервов по кредитам, разрешается не отражать отрицательную переоценку по портфелю ценных бумаг, стало можно не раскрывать публично некоторые данные, ранее подлежащие обязательному раскрытию. Спасательный круг посреди безудержного шторма.
Волна вниз
По итогам первого полугодия 2022-го российский банковский сектор зафиксировал рекордный совокупный убыток — 1,5 трлн рублей. Повлияло все сразу: и реализация процентного риска из-за резких колебаний ключевой ставки, и убытки от валютных операций, и необходимость создавать резервы по замороженным за границей активам и проблемным кредитам (без учета регуляторных послаблений), и снижение темпов кредитования.
Убыточным сектор в целом сделали крупнейшие федеральные игроки. Большая часть топ-10, которая раньше «делала кассу» всей системе, сильно пострадала из-за санкций. Ограничения коснулись и их крупнейших корпоративных заемщиков: портфель ссуд у банков, специализирующихся на крупном бизнесе, в первые шесть месяцев 2022 года снизился на 3%, по данным «Эксперт РА». Таким банкам пришлось кардинально пересматривать бизнес-модели, а часть международных направлений просто закрыть.
При этом чудеса устойчивости показали банки (чаще средние по размеру активов и капитала), ориентированные на малый и средний бизнес (МСБ). Так, портфель корпоративных кредитов этих игроков снизился всего на 0,5%. Судя по клиентской базе «Эксперт РА», которая составляет более 80% активов сектора (без учета Сбербанка), по итогам первого полугодия 2022 года в этом сегменте рынка снижалась доля убыточных банков (с 23% до 17%), тогда как у игроков, ориентированных на крупный бизнес, наблюдалось обратное — доля получивших убытки участников выросла до 20%.
И волна вверх
Второе полугодие — та самая волна, которая вынесла наверх. По данным Банка России, по итогам 2022 года банковский сектор все же сумел выйти в прибыль — 203 млрд рублей. Рекордно мало, но прибыль в любом случае лучше убытка. Доходы банков постепенно восстановились: стоимость фондирования снизилась вслед за ключевой ставкой, валютные риски в целом купированы, оживает кредитование. Особенно это заметно в секторе МСБ, поскольку он поддерживается льготными госпрограммами. Сказались и «лечебные мероприятия» регулятора. Послабления явно пошли «больному» на пользу, позволив к Новому году встать на ноги.
«Прогноз погоды на завтра»
Как будет складываться ситуация в 2023 году? Будет ли штормить или установится ровная пасмурная, но все же безветренная и сухая погода?
В целом мы не ждем процентных шоков, как в прошлом году. В базовом сценарии агентства прогнозируется рост во всех сегментах кредитного бизнеса. Он поможет нарастить процентные доходы на фоне достаточно стабильной стоимости фондирования. Драйвером корпоративного кредитования останется сегмент МСБ, а в рознице — ипотека. Уровень резервирования, по нашим оценкам, будет даже ниже показателя прошлого года. В итоге совокупная прибыль всего сектора может достигнуть 1,3–1,5 трлн рублей. При этом совокупный результат топ-10 снова будет положительным — по итогам текущего года более 1 трлн рублей. Ждем солнца.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора