Дефицит бюджета может не вписаться в план: что это значит для экономики
Что случилось
План по дефициту российского бюджета на 2023 год оказался почти выполнен уже к концу февраля. За первые два месяца года дефицит достиг 2,58 трлн рублей — это 88% от предусмотренных законом о бюджете 2,93 трлн рублей. При этом в феврале дефицит был значительно меньше, чем месяцем ранее — 820 млрд против 1,76 трлн рублей. Расходы бюджета за два месяца составили 5,7 трлн рублей — в полтора раза больше, чем год назад. Как отмечает Минфин, ускорение финансирования расходов в начале года связано с «оперативным заключением контрактов и авансированием по отдельным контрактуемым расходам».
Это происходит на фоне существенного снижения нефтегазовых доходов бюджета — в январе-феврале они были почти вдвое меньше, чем в прошлом году (947 млрд рублей). Общие доходы бюджета сократились в годовом выражении на 25%. В то же время, Минфин ожидает постепенного восстановления налоговых поступлений от нефтяников — особенно во втором полугодии. Это произойдет за счет изменений в налоговом законодательстве — с апреля для целей налогообложения дисконт российской нефти Urals к бенчмарку Brent будет ограничен $34, к июлю он снизится до $25. Минфин оценивал, что эта мера даст бюджету более 600 млрд рублей дополнительных доходов.
На сколько не впишутся в план
Начало года с точки зрения бюджетных расходов оказалось необычным. Традиционно пик расходов бюджета приходится на декабрь, отмечает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Ситуация, по ее мнению, изменилась отчасти потому, что государство в январе заключило больше контрактов на импортные поставки — в частности, на те, что идут в Россию на условиях параллельного импорта. В феврале бюджетные показатели выглядят более сбалансированными, отмечает главный экономист «БКС Мир инвестиций» Наталья Лаврова — стабилизировался и уровень расходов, и ненефтегазовые доходы выросли на 12% год к году.
Но несмотря на замедление роста дефицита бюджета в феврале, ряд негативных тенденций сохраняется, отмечает экономист. В частности, нефтегазовые доходы все еще находятся под давлением. И даже если во втором полугодии ситуация с нефтяными доходами стабилизируется из-за регулирования дисконта на российскую нефть, возможности экспорта и динамика цен останутся ключевыми рисками для бюджета. Кроме того, нельзя исключать и дополнительного наращивания расходов, считает она.
Первые два месяца Минфин агрессивно перевыполняет план по расходам, указывает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. В январе расходы составили почти 11% годового плана в 29 трлн рублей (при исторической норме в 7%), во второй — порядка 9%, что тоже много для начала года, считает он. Теперь чтобы уложиться в план, Минфину пришлось бы снизить расходы на 400 млрд рублей по сравнению с прошлогодними в каждый из оставшихся 10 месяцев, и маловероятно, что это произойдет, говорит Исаков. Минфин уже увеличил смету на 500 млрд рублей по сравнению с федеральным законом, а меры, объявленные Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, могут стоить еще 200-300 млрд рублей, оценивает Исаков. По итогам года расходы федерального бюджета могут составить около 32 трлн рублей, прогнозирует он. Это на 3 трлн рублей выше плана.
В первую очередь на дефиците сказались расходы, связанные с проведением «спецоперации»*, считает экономист Рубен Ениколопов. «Каких-либо сигналов, что они в ближайшем будущем снизятся, пока нет», — констатирует он. По прогнозу Ениколопова, дефицит бюджета по итогам года может быть вдвое выше запланированных 2,9 трлн рублей.
С учетом продолжающегося конфликта на Украине, дополнительных социальных расходов, инфраструктурного строительства и импортозамещения в критически важных отраслях, по итогам года дефицит может составить 4-6 трлн рублей, прогнозирует руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Этот уровень «не является критичным с учетом низкого уровня госдолга, но может представлять определенный риск с точки зрения инфляционного давления и более высоких процентных ставок для экономики», заключает она.
Какими будут последствия
Если в следующих месяцах дефицит бюджета будет значительно отходить от плана, то у Минфина есть три варианта: увеличить заимствования на рынке ОФЗ, взять дополнительные средства из ФНБ, либо повысить налоги, перечисляет исследователь научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Григорий Жирнов.
На рынке ОФЗ Минфин уже занимает достаточно агрессивно, и под высокие проценты. Например, в начале марта Минфин привлек 51 млрд рублей, разместив девятилетние и 18-летние бумаги по средневзвешенной доходности выше 10,5% годовых — так дорого министерство не занимало с 2016 года. Поскольку доходности по длинным бумагам на рынке уже выше 11%, это давит на оценку стоимости российских компаний — чем доходности выше, тем тяжелее рынку расти, объясняет Александр Исаков.
Падение доходов и дорогой долг вынуждают правительство искать новые доходы. Раньше в таких ситуациях донором становился нефтегазовый сектор, но сейчас его потенциал с этой точки зрения почти исчерпан и нагрузка может быть распределена широким фронтом, допускает Исаков. Ранее правительство уже объявило о планах собрать с бизнеса разовый взнос, который, по словам главы РСПП Александра Шохина, будет рассчитан исходя из разницы между средними прибылями компаний в 2021-2022 годах и за два пандемийных года. Как отмечал глава Минфина Антон Силуанов, от взноса будут освобождены нефтегазовая отрасль и малый бизнес. Минфин рассчитывает, что это принесет бюджету еще 300 млрд рублей.
Кроме того, высокий дефицит бюджета — это инфляционный фактор, когда уровень деловой активности и загрузки мощностей уже высок, продолжает Исаков. В начале февраля ЦБ уже называл бюджетную политику одним из основных проинфляционных факторов. Банк России указывал, что если дефицит бюджета будет расширяться, то это может потребовать от регулятора более жесткой денежно-кредитной политики для того, чтобы инфляция вернулась к цели в 2024 году. Тем не менее, по итогам двух месяцев ситуация риски по повышению инфляции и росту ставок от ЦБ ограничены, считает Григорий Жирнов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.