«Разлом эквайринга»: РБК рассказал об основе «ресторанной схемы» ухода от налогов
Основой «ресторанной схемы» ухода от налогов и обналичивания денег, которую выявили ФНС, Центробанк и финразведка, стал «разлом эквайринга», выяснил РБК. Это позволяло проводить операции незаметно для покупателей услуг ресторанов и даже банков. На пике оборот схемы достигал 100 млрд рублей
«Разлом эквайринга» был основой «ресторанной схемы» по обналичиванию денег и уклонению от налогов, которую выявили Росфинмониторинг, Центробанк и ФНС. Об этом пишет РБК со ссылкой на материалы межведомственной проверки и источник, знакомый с ними.
Проверка показала, что «разлом эквайринга» позволял ресторанам отчитываться перед покупателем в обычном режиме, а деньги выводились из-под надзора через структуру, ранее связанную с онлайн-казино. Ядром схемы стала расчетная небанковская кредитная организация «Русский инвестиционный банк» (РИБ), выяснили проверяющие. На базе РИБ была «создана дорогостоящая инфраструктура — собственный процессинг, центры обработки данных, найдены лояльные банки, обширная сеть терминалов по приему наличных платежей».
Обычно деньги за услуги ресторана зачисляются напрямую заведению от его банка, а выручка декларируется в полном объеме. «Ресторанная схема» предусматривала платежи через терминал, не принадлежащий ресторану. Ресторанам предоставлялась подменная касса для неучтенной выручки, а банки, обслуживающие эти заведения, получали искаженные данные. На этапе РИБ происходила смена денежного потока и платежи, которые приходили от ресторанов, уходили различным поставщикам наличных — автосалонам, туроператорам, аптекам.
В сеть входили 5000 терминалов по приему наличных платежей, три банка-эквайера, несколько промежуточных банков и три расчетных банка. Всех их объединяла процессинговая инфраструктура, работавшая на вычислительных мощностях РИБ, рассказал источник, знакомый с материалами проверки. Схема работала с 2018 по 2022 год. В 2021 году, на пике, ее годовой оборот оценивался в 100 млрд рублей, а размер преступного дохода — в 8–10% от этой суммы, то есть в 8–10 млрд рублей в год, сделали вывод проверяющие.
Выявить сторонние кассы было почти невозможно: часть клиентов не дожидались чека, часть получали его через облако ФНС с названием неизвестного юрлица. В сторонних POS-терминалах в платежах фальсифицировались все реквизиты, включая суммы. В таком виде они «не вызывали настороженности у кредитных организаций. Наличные деньги, внесенные клиентами в терминал без инкассации, изымались и распределялись в пользу кафе и ресторанов.
Первые рестораны подключились к схеме к концу 2018 года, в апреле 2021 года у РИБ отозвали лицензию. После отзыва лицензии «схему пришлось спешно переносить в другие кредитные организации», рассказал источник, знакомый с ходом проверки. Чтобы они не столкнулись с отзывом лицензии, «было принято решение создать дублирующие цепочки». Каждая из них имела свой банк-эквайер, свой банк-фасилитатор, свой расчетный банк, добавил собеседник издания.
«Схема абсолютно противозаконная, и пользовавшиеся ею участники хорошо знали об этом, но желание более легкого способа повышения рентабельности своего бизнеса преобладало над боязнью наказания», — отметил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов сказал, что самый жесткий сценарий для участников схемы — это возбуждение уголовного дела по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем). По его словам, сроки наказания при таком сценарии могут быть максимальными — до 20 лет лишения свободы.