Без раздачи слонов: во сколько экономике обойдется послание Путина
В отличие от посланий предыдущих нескольких лет, речь президента во время послания Федеральному собранию в этом году в ее экономической и социальной частях не предусматривает грандиозных «раздач слонов и пряников» населению и бизнесу. Озвученные меры носят точечный характер, как правило, анонсируя назревшие и даже перезревшие решения. При этом деталей по наиболее дорогостоящим проектам пока недостаточно для оценки масштаба расходов и их влияния на экономику. С точки зрения бюджетной стабильности послание этого года было консервативным в лучшем смысле этого слова.
Повышение МРОТ опережающими темпами — это в большей степени признание кадрового дефицита в большинстве крупных регионов. Даже без его повышения частный сектор активно повышал зарплаты во многих отраслях — число «сидящих» на минималке падает уже довольно давно. Скорее всего, это решение приведет к росту зарплат низкооплачиваемым категориям бюджетников, но в целом это признание сложившейся ситуации.
«Программа стимулирования сбережений» с повышенной страховой суммой также не будет иметь больших последствий для бюджета. Скорее всего, речь идет о запуске концепции индивидуальных инвестиционных счетов, ИИС-3, давно обсуждавшейся Минфином и ЦБ, для стимулирования долгосрочных накоплений. Поскольку при ее запуске предусматривалось сокращение льгот для существующих типов индивидуальных инвестиционных счетов, то чистый эффект для доходов бюджета будет нейтральным. Возможный перевод в новую систему остатков обязательных пенсионных накоплений также не окажет прямого влияния на бюджетную ситуацию. Дополнительные ассигнования на дорожное строительство, общественный транспорт или решение экологических проблем тоже не выглядят масштабными — в этом году суммарно они будут стоить около 100 млрд рублей.
Создание специального фонда для поддержки ветеранов и их семей, скорее всего, будет очень масштабным проектом. Для примера, закупающий лекарства для редких болезней фонд «Круг добра» ежегодно получает более 100 млрд рублей от повышенной ставки подоходного налога, но пока объемы расходов на целевые задачи существенно меньше поступлений. Вполне возможно, что растущие поступления от прогрессивной части НДФЛ будут направлены на решение задач, связанных с ветеранами, через этот фонд или в рамках новой структуры. Непонятно, какую часть финансирования существующих федеральных и региональных программ возьмет на себя новая структура, поэтому говорить о цифрах рано, но с высокой вероятностью новые расходы будут перекрыты новыми добровольными и целевыми обязательными взносами. Поэтому и здесь немедленные бюджетные последствия будут умеренными.
Расширение программы материнского капитала, в том числе задним числом, на новых граждан, скорее всего, не будет очень масштабным. Многие уже получили капитал, приняв российское гражданство до прошлого года, опыт распространения этой программы на Крым также показывает, что объемы выплат, а тем более использования капитала, оказываются меньше ожидаемых.
Аналогичная ситуация с новыми проектами в сфере оборонного заказа — пока невозможно оценить масштаб новизны и того, насколько объявленные планы уже отражены в бюджетах. Программа строительства дешевого арендного жилья для работников оборонки и молодых ученых вызвала небольшой бум в акциях застройщиков, но непонятен дизайн программы. Плюс практически гарантированно потребуется коррекция жилищного законодательства, чтобы эта программа выполняла свои задачи, — социальное жилье подлежит приватизации, со служебным несколько сложнее. Вполне возможно, что в процессе реализации будет решено создать программу, аналогичную «военной ипотеке», в силу ее большей адекватности современной рыночной экономике: система фабричного жилья вышла из моды еще в прошлом веке. Возможно, льготная аренда на пару лет будет первым шагом к включению работников в такой ипотечный механизм.
Наиболее крупной историей представляются целевые кредиты регионам на ускорение реализации национальных проектов. Беспроцентные, с автоматическим погашением в 2024 году они могут стать инструментом переноса расходов «налево» (в современном чиновничьем значении этого слова, то есть ближе по срокам реализации). Но поскольку сами финансовые ресурсы будут обращаться в периметре бюджетной системы, они не увеличат расходы и дефицит этого года. Если данные кредиты будут очень популярными, то они потенциально могут ускорить инфляцию, но, скорее всего, они окажутся стимулом для краткосрочного роста, что хорошо с учетом всех остальных вводных.
Основной посыл экономической части послания был «все идет по плану». Рыночная экономика работает, бизнес и государство в целом справляются, меры социальной поддержки запущены и финансируются. Поэтому новые решения и расходы требуются для реализации задач, возникших или усиливших актуальность в 2022 году, в остальном требуется просто держаться выбранного курса. Именно поэтому после триллионных ассигнований, анонсированных в 2020-м и 2021 годах, нынешние 200–300 млрд рублей, скорее всего, обеспеченные целевыми поступлениями в бюджет, выглядят умеренными и аккуратными.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора