Минцифры призвало банки не предоставлять банковские услуги в мессенджерах
Не стоит приучать россиян к тому, что банковские услуги можно получить через мессенджеры, так как этим будут пользоваться мошенники, заявил глава департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Владимир Бенгин. По его данным, 65-80% всех вызовов мошенников проходит через WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена)
Российские банки не должны оказывать свои услуги через мессенджеры, считает директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Владимир Бенгин. «У меня прямо огромный призыв к банкам», — заявил он на Уральском форуме (цитата по «РИА Новости»).
Сославшись на «разную статистику», Бенгин отметил, что «то ли 65%, то ли 85%» всех мошеннических вызовов проходит через WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена). По его словам, злоумышленники ставят себе на аватар лейблы известных банков, ЦБ или МВД, а граждане не проверяют номер телефона: официальный ли он. Сейчас злоумышленники звонят жертвам с российских номеров через WhatsApp, но, когда у них закончится такая возможность, они начнут звонить с иностранных, уверен Бенгин.
Директор департамента министерства призвал бороться с таким видом мошенничества работой мобильных операторов «по вычищению российской нумерации» в таких звонках и повышением финансовой грамотности россиян. «Давайте не приучать граждан к тому, что через мессенджеры к ним может прийти официально банк и какие-то услуги давать, предлагать и так далее, потому что мы никогда их не сможем научить, какой галочке верить, какой галочке не верить и так далее», — сказал Бенгин.
В условиях масштабных санкций российские банки в последнее время осваивают новые каналы связи с клиентами. Так, в середине января Альфа-банк (может оказаться в десятом пакете санкций Евросоюза) и VK объявили о запуске пилотного проекта по отправке уведомлений клиентам в «VK мессенджере».
В январе ВТБ, из-за санкций лишившийся онлайн-приложений в AppStore и Google Play, начал оказывать услуги онлайн-банкинга в мессенджере Telegram, на базе чат-бота «Помощник ВТБ». В том же месяце Роскомнадзор признал Telegram иностранным сервисом и запретил ему интеграцию с российскими банками. В феврале зампред правления ВТБ Анатолий Печатников сообщил, что банк рассматривает возможность запуска онлайн-банкинга в соцсетях, таких как VK и «Одноклассники».
В конце декабря 2022 года Госдума в третьем чтении приняла закон, которым запретила передавать личные данные в иностранных мессенджерах при предоставлении государственных и банковских услуг или выполнении государственного задания. Норма действует с 1 марта 2023 года. Список «запрещенных» иностранных мессенджеров предоставит Роскомнадзор.