Снижение спроса на потребительские товары в России побило антирекорд 2014 года
В 2022 году потребление товаров повседневного спроса в России оказалось ниже, чем в кризис 2014-2015 годов, подсчитали в NielsenIQ. Аналитики объяснили это спадом реальных располагаемых доходов россиян. Снижение продаж продолжалось 11 месяцев, а всплеск произошел только в марте на фоне ухода зарубежных брендов из страны
В 2022 году снижение спроса на повседневные товары в России побило антирекорд кризиса 2014-2015 годов. Об этом пишет РБК со ссылкой на данные исследовательской компании NielsenIQ.
Согласно им, номинальный рост рынка товаров повседневного спроса составил 13,6% в годовом выражении, однако продажи увеличились за счет роста инфляции, чей вклад составил 17%. Вклад же реального потребления был отрицательным и составил минус 3,4%. Для сравнения: в 2015 году номинальный рост рынка составил 12,5%, вклад инфляции был на уровне 14,1%, а продажи в натуральном выражении снизились только на 1,5%,
Потребление повседневных товаров снижается в первую очередь из-за падения реальных располагаемых доходов россиян, заявили в NielsenIQ. По данным Росстата, в 2022 году реальные доходы снижались в течение трех кварталов, а в июле-сентябре ускорили падение до 3,4% в годовом выражении.
Снижение объемов продаж в прошлом году наблюдалось на протяжении 11 месяцев, сообщили эксперты исследовательской компании. Исключением стал март, когда «произошел ажиотажный всплеск на фоне новостей об уходе ряда зарубежных брендов», рассказал директор по работе с ретейлерами NielsenIQ Константин Локтев. «Ключевым фактором для покупки товаров повседневного спроса стала ценовая доступность, которую российские потребители считают наиболее значимой при выборе», — отметил Локтев.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров в разговоре с РБК оценил снижение потребления товаров в 2022 году в 2%. «В четвертом квартале потребители перешли к режиму жесткой экономии, потребляя меньше не только непродовольственной продукции, но и покупая меньше еды», — констатировал он. На этом фоне ужесточилась ценовая конкуренция в торговле, а магазины формата «у дома» начали приближать стоимость товаров к уровню жестких дискаунтеров, благодаря чему «инфляция на полках была ниже, чем официальная», отметил эксперт.