Крупные банки России выведут на финансовый рынок платежные стикеры с NFC-чипом
На российский рынок бесконтактных платежей на этой неделе выйдет новый инструмент — оплата с помощью стикера, который можно наклеить на смартфон. Банки заявляют о большом спросе на них и рассчитывают продать в 2023 году миллионы стикеров с NFC-чипом. Эксперты считают, что интерес к альтернативным формам платежей будет недолгим
Несколько крупных банков планируют в ближайшее время предложить клиентам платежные стикеры. Первым о намерении внедрить новый инструмент для платежей в середине декабря 2022 года объявил Тинькофф Банк, он тестировал его с участием сотрудников. Альфа-банк анонсировал введение стикеров с 23 января, МКБ — «в течение пары недель». Платежный форм-фактор тестируют в «Сбере», ВТБ и Почта-банке, пишет «Коммерсантъ».
Платежные стикеры с NFC-чипом (Near Field Communication, «связь ближнего действия») — альтернативный способ бесконтактной оплаты с помощь смартфона. Модуль NFC передает сигнал на смартфон: чтобы оплатить покупку платежным стикером, нужно поднести к терминалу смартфон, на который он наклеен. Спрос на стикеры предопределен желанием клиентов вернуться к бесконтактной оплате, сказал руководитель «Тинькофф Кассы» Сергей Хромов.
По его словам, такие стикеры особенно актуальны для пользователей iPhone, у которых заблокирован ApplePay. По прогнозу Хромова, платежные стикеры и аксессуары (кольца, браслеты и т.п.) будут востребованы клиентами на горизонте до двух лет. В будущем им на смену придут отечественные решения для оплаты смартфоном, которые пока находятся в разработке, сказал он.
В Альфа-банке заверили, что способ безопасен: «у стикера можно настроить ПИН-код или заблокировать в случае потери». Несколько компаний, занимающихся производством платежных карт, подтвердили «повышенный спрос» на платежные стикеры со стороны банков. Одновременно вырос спрос на другие варианты того же способа — платежные кольца, браслеты, брелоки и прочие аксессуары.
Директор по продуктам компании АЛИОТ Андрей Пилишенко связал тенденцию с уходом международных платежных систем из России: у пользователей пропала возможность платить с помощью Apple Pay, Huawei Pay и тому подобных платежных систем. Пилишенко ожидает, что в ближайшие месяцы «доля стикеров будет составлять около 70% среди всех платежных форм-факторов, при этом в абсолютном выражении продажи колец, брелоков и браслетов будут также расти».
По его словам, сейчас по стикерам «в проработке находятся заказы на десятки и сотни тысяч штук, по остальным форм-факторам средний заказ — несколько тысяч устройств». В Тинькофф Банке считают, что в этом году спрос на стикеры TinkoffPay превысит несколько миллионов. Сервисы моментальной оплаты есть у российской Системы быстрых платежей (СБПэй) и национальной платежной системы «Мир» (MirPay). Они работают только на Android-смартфонах.
Источник газеты на платежном рынке напомнил о трудностях, из-за которых форм-факторы не получили распространения на российском рынке в начале 2010-х годов. Так, антенна стикера может конфликтовать с собственной антенной смартфона при «неверной» наклейке, а платежное кольцо — не передавать сигнал, если его поднести к терминалу перпендикулярно. Собеседник отметил, что в случаях, когда устройство не сработало, а платеж не прошел, клиенты будут звонить в колл-центр, а 5% таких жалоб могут «уничтожить всю экономику продвижения этих форм-факторов».
Глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров считает, что форм-факторы «вряд ли смогут занять заметную долю на платежном рынке в условиях активного продвижения сервисов СБП». По мнению независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, скорее всего, такие решения останутся нишевыми: нигде в мире нет рынка, где такие формы бы заняли заметную долю.