Аналитики предупредили о рисках рекордных за 55 лет закупок золота центробанками
Аналитики Всемирного совета по золоту оценили рекордные за 55 лет закупки драгметалла центробанками и назвали Россию и Китай в числе крупнейших его покупателей. В 1967 году повышенный спрос на золото стал одной из причин краха Бреттон-Вудской системы, которая привязывала курс доллара к цене на золото, пишет Financial Times
Данные, собранные Всемирным советом по золоту (WCG), показали, что спрос на драгоценный металл превысил любой годовой объем за последние 55 лет. По оценке аналитиков, центробанки скупают золото самыми быстрыми темпами с 1967 года. Крупнейшими покупателями они назвали в том числе Китай и Россию, пишет Financial Times. В 1967 году рекордный спрос на золото стал одной из причин краха Бреттон-Вудской системы
Бегство центральных банков в золотые активы «предполагает, что геополитический фон — это недоверие, сомнения и неопределенность» после того, как США и их союзники заморозили долларовые резервы России, сказал глава отдела исследований на рынке золота BullionVault Эдриан Эш. Высокий уровень спроса на золото в 1967 году, когда европейские центробанки закупили огромные объемы золота в США, привел к росту цен на драгметалл и краху Лондонского золотого пула резервов, что ускорило гибель Бреттон-Вудской системы, которая привязывала стоимость доллара США к драгоценному металлу, напоминает газета.
По оценкам WCG, центробанки закупили 673 т золота, в том числе в третьем квартале — почти 400 т, это крупнейший приток за квартал с 2000 года. Консервативные оценки WGC превышают объемы закупок, о которых сообщали МВФ и отдельные центральные банки — 333 т за девять месяцев, до сентября.
Аналитики считают, что основными покупателями золота стали Россия и Китай. Официальным лидером по закупкам в третьем квартале стала Турция — 31 т, около 29% от ее общих запасов. Узбекистан последовал за ним с 26 т. Центробанки России, Китая и других стран могут покупать и хранить золото, не сообщая о нем как о резервах, пишет FT.
Народный банк Китая (НБК) сообщил в декабре, что в ноябре он впервые с 2019 года увеличил запасы золота на 32 т, на сумму около $1,8 млрд. Представители золотодобывающей отрасли отмечают, что китайские закупки почти наверняка выше. Марк Бристоу, исполнительный директор Barrick Gold, второй по величине золотодобывающей компании в мире, сказал, основываясь на своих беседах с многочисленными источниками, что Китай купил тонны золота на отметке в нулевых годах. Ники Шилс, стратег по металлам в MKS PAMP, компании по торговле драгоценными металлами, добавил, что цены на золото достигли бы максимума, если бы НБК закупил только 32 т. Золото в ноябре торговалось на уровне $1787 за тройскую унцию, с тех пор цены поднялись до $1800.
Cанкции Запада создали значительные проблемы в продажах за рубежом для золотодобывающей промышленности России — крупнейшей в мире после Китая. По данным MKS PAMP, Россия производит около 300 т золота в год, но на внутреннем рынке продажи составляют всего 50 т. Скупка золота Россией повторяет сценарий Южной Африки во время санкций эпохи апартеида, когда поддерживалась внутренняя добыча путем покупки драгметалла за местную валюту, сказал Эш. «Учитывая ограничения на экспорт, было бы логично, чтобы это сделал российский Центральный банк», — сказал Джованни Стауново, аналитик по сырьевым товарам UBS.
Центральный банк России перестал ежемесячно сообщать данные о своих резервах с весны. «Наши золотовалютные резервы достаточны. У нас нет конкретной задачи по накоплению золотовалютных резервов», — заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в середине декабря. ЦБ России придает стратегическое значение золотым резервам с 2006 года — золото должно составлять 20-25% от его общих резервов, пишет FT. В феврале 2022 года, когда ЦБ в последний раз публиковал свои статистические данные, на золото приходилось 20,9%. По данным Julius Baer, швейцарского частного банка, российский ЦБ сократил свои запасы казначейских облигаций США до $2 млрд более чем с $150 млрд в 2012 году. При этом запасы золота выросли более чем на 1350 т, на сумму почти $80 млрд в текущих ценах.
Карстен Менке, глава отдела исследований в Julius Baer, считает, что закупки из России и Китая указывают на растущее нежелание стран полагаться на доллар. Бернард Дахда, старший аналитик по сырьевым товарам французского инвестиционного банка Natixis, сказал, что деглобализация и геополитическая напряженность привели к тому, что стремление центральных банков диверсифицировать свою деятельность, отказавшись от доллара США, становится «тенденцией, которая не изменится по крайней мере в течение десятилетия».