Орешкин спрогнозировал «позитивный импульс» для экономики от роста денежной массы
Рост экономики может ускориться в 2023 году за счет большого накопленного объема денежной массы, который постепенно начнет входить в оборот. Рублевые счета российских предприятий за год увеличились на треть — прибавили 8 трлн рублей. Позитивный эффект от них будет робким и уязвимым, но «хороший позитивный импульс» экономике они дадут, уверен Орешкин
В 2023 году темпы экономического роста в России могут «довольно серьезно ускориться» за счет большого объема накопленной денежной массы, которая сейчас в экономике не участвует, ее потенциал не реализуется. Об этом в интервью РБК заявил помощник президента Максим Орешкин.
За 2022 год денежная масса увеличилась примерно на 13 трлн рублей (+20%), причем основной рост пришелся на счета предприятий: они расширились на 8 трлн рублей (+34%), утверждает Орешкин. Это довольно крупные суммы, которые в экономику сейчас не идут, но постепенно это начнет происходить — через рост зарплат, инвестиции и пополнение запасов, считает помощник президента.
Позитивная динамика будет «робкой» и «уязвимой» и не сможет полностью устранить потрясения в экономике. «Понятно, что где-то будут какие-то просадки небольшие, тренд будет оставаться волатильным. Но вот эти фундаментальные факторы говорят о том, что в начале следующего года хороший позитивный импульс в экономике у нас будет», — отметил Орешкин.
По статистике Банка России, к 1 ноября 2022 года объем наличных денег в обращении и депозитов в рублях (денежный агрегат М2) увеличился на 24% в годовом выражении, до 75,6 трлн рублей. Резкое увеличение количества денег в экономике приведет к увеличению инфляции: если денежная масса повышается на 10%, инфляция ускорится на 8 п. п. на горизонте 12 месяцев, говорили в конце ноября аналитики SberCIB Investment Research.
Россияне резко забрали из банков большой объем наличности (460 млрд рублей) в сентябре, особенно во второй половине месяца, когда Владимир Путин подписал указ о частичной мобилизации, сообщал ЦБ. В октябре он заметил дефицит валютной ликвидности на внутреннем рынке: только за первую половину месяца физические и юридические лица забрали со счетов $9,4 млрд. В результате на рынке образовался дефицит валютной ликвидности. По мнению ЦБ, ситуация нормализовалась к концу октября, когда на рынок стала поступать валюта, а дополнительные санкционные риски не реализовались.