Задорнов объяснил риски разворота экономики России на Восток
Так называемый разворот России на Восток носит практически безальтернативный характер. В результате рушатся выстроенные за 50 лет связи с Европой, а страна теряет рынки импорта оборудования и экспорта энергоносителей, леса, удобрений, предупредил председатель правления «ФК Открытие» Михаил Задорнов в интервью РБК
Разворот экономики России на Восток носит практически безальтернативный характер, а его последствиями могут стать потеря европейских рынков, зависимость от Китая и невозможность получить из Индии и КНР сопоставимый с экспортом энергоносителей поток импортной продукции. О рисках резких изменений во внешней торговле России рассказал в интервью РБК председатель правления «ФК Открытие» Михаил Задорнов.
«По сути, мы теряем рынки, которые выстраивали еще со времен Советского Союза. 50 лет выстраивался рынок, взаимные экономические связи, которые разрушены на несколько десятилетий вперед. Сегодня мы лишились этих рынков: рынков поставки нам оборудования и экспорта энергоносителей, леса, удобрений в европейские страны», — сказал глава «Открытия».
Михаил Задорнов добавил, что для переориентации экспортных потоков нефти, газа, нефтепродуктов необходима инфраструктура. По словам банкира, чтобы ее создать, например для экспорта газа, «потребуется три-четыре года». «Да и потребителей такого масштаба и с такой ценой и маржой, какой была Европа, в мире не так много», — отметил собеседник РБК.
По его данным, Россия поставляла в Европу 10,5–11 млн баррелей нефти в сутки и 150–170 млрд куб. м газа в год (с учетом Турции). «Да, мы резко увеличили экспорт в Китай и Индию. Но у нас нет товаров, которые можно импортировать из Китая и особенно из Индии в сопоставимых масштабах с российским экспортом нефти, газа, нефтепродуктов в эти страны», — сказал Задорнов. Он уточнил, что за последние 10 лет рос экспорт не только в Китай, но и в Латинскую Америку, Индонезию, Вьетнам и многие другие страны.
«Задача в том, чтобы не зависеть только от Китая, где максимальный рост товарооборота, а постараться диверсифицировать эти связи. К сожалению, не все это понимают», — отметил собеседник издания. По словам Задорнова, превышение экспорта над импортом составит в этом гожу $270 млрд, примерно столько же сколько резервов ЦБ заморозили страны Запада.
«Товаров на эту сумму наши страны-партнеры экспортировать в Россию не могут. Возникает вопрос не расчетов, а устойчивого хранения или овеществления этих позитивных результатов нашей торговли. Можно либо покупать какие-то товары, либо инвестировать, либо покупать предприятия», — отметил предправления банка.
По его прогнозу, в 2023 году положительное сальдо торгового баланса сократится как минимум вдвое: упадут физические объемы экспорта, прежде всего нефтегазового, вероятно, упадут и цены, а импорт будет постепенно восстанавливаться. При крепком рубле импорт вполне возможен, объяснил Задорнов: «Он просто находит другие каналы. Прежде всего импорт дорогих товаров — автомобилей и роскоши — найдет себе путь». Постепенно в Китае или в других азиатских странах начнет производиться оборудование, которое заменит европейское, ожидает глава «Открытия».