Росстат исключил техническую рецессию из обновленных данных о динамике ВВП
Росстат по «инициативе» программного комплекса Demetra пересмотрел картину спада ВВП в 2022 году, очистив ее от сезонного сглаживания. По обновленным данным, в первом квартале ВВП не сократился, во втором — упал на 5,2% к первому кварталу, а не на 1,9%, а в третьем — подрос. Технической рецессией признается спад два квартала подряд к предыдущему, его в этом году не было, передает РБК
Росстат обновил данные по спаду экономики в 2022 году. По скорректированным данным, ВВП России во втором квартале упал на 5,25% (прежняя оценка — минус 1,95%), а в третьем квартале ВВП по сравнению со вторым вырос на 0,45%, а в первом квартале сокращения не было (прежняя оценка — минус 0,34%). Обновленные данные показывают, что технической рецессии в России в 2022 году не было — она определяется как два квартала подряд снижение ВВП по отношению к предыдущему кварталу, пишет РБК.
Поквартальная динамика ВВП позволяет оценить экономические тенденции внутри года. Цель сезонного сглаживания — исключить из исходных рядов сезонные и календарные факторы. Росстат для сглаживания сезонности использует программный комплекс Demetra («Деметра») с алгоритмом TRAMO/SEATS. Этот инструмент сезонной корректировки макроэкономических данных разработан Национальным банком Бельгии, он применяется многими национальными и международными статистическими организациями.
Представитель Росстата рассказал, что «Деметра» «в случае существенных отклонений от стандартных трендов» предлагает те или иные коррекционные изменения в модели расчета сезонности. «Мы приняли предложение программного комплекса, в результате чего произошла коррекция в том числе предыдущих данных»», — объяснил собеседник РБК. За последние несколько лет подобные ситуации, когда сезонно очищенные данные существенно корректировались, происходили два раза, сказал начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» НИУ ВШЭ Владимир Бессонов.
По его словам, осенью 2020 года данные показывали рост ВВП, а после обновления продемонстрировали его спад в течение нескольких кварталов. Как правило, именно во время кризисов обостряются проблемы измерения: динамику измерять труднее, чем в стабильной ситуации, объясняет Бессонов. Алгоритм Росстата идентифицировал значимые изменения в экономике только в третьем квартале, а кварталом ранее этого не произошло, отметил экономист.
Из скорректированных данных следует, что в экономике России за год не произошло технической рецессии. Она определяется как два квартала подряд снижение ВВП по отношению к предыдущему кварталу. Данные до корректировки показывали поквартальное снижение ВВП: на 0,34% в первом квартале и на 1,95% — во втором, по новым данным сокращения ВВП в первом квартале не было.
Новые оценки Росстата с сезонной коррекцией близки к оценкам департамента исследований и прогнозирования ЦБ. По его расчетам, ВВП во втором квартале снизился на 5,8% после сезонного сглаживания, а в третьем — вырос на 0,2%. В третьем квартале 2022 года к тому же периоду прошлого года российская экономика сократилась на 3,7%, а не на 4%, уточнил Росстат. Этому предшествовало снижение ВВП во втором квартале на 4,1% в годовом выражении, тогда как в первом квартале экономика выросла на 3,5% к тому же периоду предыдущего года. Без сезонной коррекции ВВП в третьем квартале к предыдущему увеличился на 7,3% в постоянных ценах, следует из данных Росстата.
По словам главного экономиста Райффайзенбанка Станислава Мурашова, метод Росстата плохо работает. «Это по сути фильтр: он смотрит на ретроспективные данные, находит в них общую компоненту, а когда попадает новая компонента, данные меняются. При этом годовые цифры не изменились, потому что для них используются сырые данные, не очищенные от сезонности», — отметил экономист. Многие аналитики используют для своих расчетов альтернативные методы сглаживания статистики, сказала главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. Опрошенные макроэкономисты отметили, что обновленные данные Росстата по квартальной динамике ВВП ближе к реальной экономической картине, чем предыдущие.