США разрешили Казахстану работать с картами «Мир»: могут ли разрешить и другим
Что случилось
В пятницу, 9 декабря казахстанское Агентство по регулированию и развитию финансового рынка сообщило о письме из Управления по контролю над иностранными активами (OFAC), в котором разъясняется, что США не возражают, если россияне, уехавшие в Казахстан, будут использовать российские карты «Мир», «для совершения операций, обеспечивающих их жизнедеятельность». OFAC указала, что операции с платежной системой «Мир» все равно останутся «под особым контролем». Казахстанский регулятор уже сообщил представителям банков страны, что принимать платежи и переводы, как и выдавать деньги в банкоматах по картам «Мир» можно.
В середине сентября OFAC выпустила жесткое предостережение, в котором указывало, что неамериканские организации, которые заключают новые или расширяют существующие соглашения с Национальной системой платежных карт (НСПК, оператор платежной системы «Мир») «рискуют поддержать усилия России по обходу санкций США за счет использования платежной системы «Мир» за пределами России». Американское ведомство подчеркнуло, что «готово использовать свои полномочия» в том числе в отношении тех структур, которые помогают России в расширении использования платежных карт «Мир» за пределами страны. При этом сама НСПК в санкционный список пока не попала — блокирующие санкции коснулись лишь ее председателя правления Владимира Комлева.
На тот момент карты мир, как было указано на сайте НСПК, принимались в 11 странах — в Турции, Вьетнаме, Южной Корее, Армении, Узбекистане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Южной Осетии и Абхазии. Впоследствии список стран, где принимаются российские карты, с сайта организации исчез. Причем еще до предостережения Минфина США россияне начали испытывать проблемы с расчетами по картам «Мир» — от приема карт точечно отказывались турецкие банки. После разъяснений Минфина отказ от работы с «Миром» стал массовым — от приема карт отказались банки в Казахстане, Армении, Киргизии, Вьетнама, Узбекистана. При этом на некоторых платежные точках, например, в отелях в Турции, стали устанавливать российские платежные сервисы (Sigma, PayAnyWay) для того, чтобы иметь возможность принимать российские карты. А некоторые крупные российские банки, как писал РБК, планировали устанавливать свои POS-терминалы в «дружественных» странах для приема карт «Мир». Согласно распространенной практике, предприятия, заинтересованные в приеме российских карт, ищут посредника, который обращается в банк-эквайер, открывает там счет, заключает договор об эквайринге, а потом привозит и устанавливает POS-терминалы в «дружественной» стране.
Что это значит
В ответе OFAC говорится только об операциях физических лиц, при этом о юрлицах ничего не сказано, отмечает партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин. Теперь каждый казахстанский банк, скорее всего, должен созвать совет директоров по поводу того, будет ли банк принимать карту «Мир» или нет при условии жесткого комплаенса. По мнению эксперта, вероятность того, что банки возобновят прием российских карт от физлиц, есть, но только для тех карт, которые были выпущены неподсанкционными банками. При этом он допускает, что регуляторы других «дружественных» стран, в частности, Армении, могли отправить в OFAC такой же запрос, что и Казахстан, и ответ, скорее всего, будет таким же. Тем не менее, общий тренд в ограничении пользования картами «Мир» явно не перевернется, постепенное давление на российские банки и российскую платежную систему будет только нарастать, предполагает юрист.
Forbes направил запросы в казахстанские банки Halyk, Kaspi, ForteBank, «ЦентрКредит», а также в центральные банки Армении и Киргизии. Представитель ЦБ Узбекистана сообщил агентству «Прайм», что никаких разъяснений из OFAC в Центробанке страны пока не получали, а вопрос возобновления полноценной работы карт «Мир» в стране «еще изучается».
OFAC в ответ казахстанскому агентству заявило, что карты «Мир» будут предметом особого внимания, отмечает председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. «Если это «особое внимание» будет разумным, то тогда все будет хорошо и карты «Мир» приниматься будут без проблем. Если же нет, то тогда, например, может применяться подход при котором каждую карточку нужно будет проверять на предмет принадлежности санкционному банку. Это создает труднопреодолимые технические сложности для местных банков», — рассуждает он. По мнению Достова, разъяснения OFAC подразумевают первый сценарий, поскольку второй, по сути, является тотально запретительным и неоправданно ограничивает «несанкционных» пользователей.
Другие страны, подобно Казахстану, могут также начать отправлять запросы в OFAC и получат, вероятно, схожий ответ, либо не посылать запрос и опираться на мнение OFAC по Казахстану. С этой точки зрения Казахстан не является уникальным кейсом и документ от OFAC фактически подтверждает возможность приема карт «Мир» в Армении и других странах. В любом случае, риски по принятию карт «Мир» будет брать на себя каждый банк в отдельности, заключает он.
Без оригинала документа судить о намерениях OFAC сложно, однако из сообщения казахстанского регулятора следует, что поле применения банковских карт «Мир» достаточно ограничено, указывает юрист санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Евгений Коновалов. «OFAC допускает проведение операций по картам «Мир» (а) частным лицам, (б) мигрировавшим из России, (в) для обеспечения их жизнедеятельности. Как известно, в Казахстан в связи с частичной мобилизацией въехало довольно много российских граждан, которые не имели счетов в казахстанских банках и которым одновременно нужно оплачивать бытовые потребности, от питания до аренды жилья. Соответственно, только подобные финансовые операции были согласованы американским регулятором», — объясняет он. Поэтому, по мнению юриста, о смене тренда в отношении НСПК и карт системы «Мир» со стороны OFAC говорить не приходится.