Финразведка решила получить фото и видео из банков для борьбы с отмыванием денег
Росфинмониторинг решил обязать банки делиться фото- и видеоматериалами с камер, установленных в отделениях банков и на банкоматах. Соответствующие поправки финразведка внесла ко второму чтению законопроекта о внесении изменений в основной «антиотмывочный» закон. В ведомстве считают, что смогут эффективнее бороться с незаконным обналичиванием денег, получив банковские съемки в свое распоряжение
Росфинмониторинг может получить право запрашивать у банков фото- и видеоматериалы для целей противодействия обналичиванию денег и финансированию терроризма. Новые требования внесены в качестве поправок ко второму чтению в Госдуме законопроекта о внесении изменений в основной «антиотмывочный» закон, сообщает РБК со ссылкой на документ.
Представитель Федеральной службы по финансовому мониторингу подтвердил, что она разработала поправки по поручению правительства. По его словам, требование не обяжет банки дополнительно организовать фото- и видеосъемку. Из текста поправок следует, что запрашивать можно будет фото и видео, сделанные после их вступления в силу. В службе рассказали, что интерес могут представлять материалы с камер, которые фиксируют процесс обслуживания клиентов в отделениях и на банкоматах или терминалах, — они помогут «установить реального держателя банковской карты, а также местонахождение лиц, находящихся в розыске, что способствует раскрытию преступлений». Объем и характер запрашиваемой информации будет определять правительство, говорится в тексте поправок.
Адвокат юридической компании «Сотби» Алексей Лежников рассказал, что на момент выявления преступлений, связанных с обналичиванием, записи с банкоматов и из отделений банков уже удалены по истечении сроков их хранения на серверах. При взаимодействии с правоохранительными органами в Росфинмониторинг могут поступать фото- и видео для проверки лиц на причастность к отмыванию преступных доходов или финансированию терроризма, пояснил РБК представитель службы. Самостоятельным инициатором уголовного преследования Росфинмониторинг выступает редко, уточнил адвокат Лежников.
По словам юриста адвокатского бюро Asterisk Степана Хантимирова, новый подход к записям может помочь в розыске дроперов — физических лиц, которые принимают на свои или чужие счета и карты незаконно выведенные средства и снимают их в интересах преступников за процент. «В этом случае один человек обналичивает денежные средства по ряду карт, открытых на разных лиц, и с помощью видео это можно установить», — подтвердил собеседник в крупном банке.
В пресс-службе ЦБ сообщили, что ознакомились с поправками. «Они требуют дополнительного обсуждения с банковским сообществом», — сказали в пресс-службе регулятора. Глава Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин пояснил, что банки ведут фото- и видеосъемку, обычно запись предусмотрена внутренними процедурами организации по противодействию мошенничеству (антифрод) или правилами офисного обслуживания. Емелин отметил, что комплаенсу потребуются только те записи, по которым поступит запрос Росфинмониторинга, а любая «ручная», нестандартная процедура «обходится банкам крайне дорого». Сотрудники финразведки всегда хотят больше информации, «но надо оценивать ее прикладную полезность», подытожил он.
Начальник департамента финансового мониторинга банка «Зенит» Людмила Соколова напомнила, что такие данные сейчас предоставляются по решению суда. Она добавила, что в случае с предоставлением записей финразведке можно будет совместить анализ по операциям с визуальным — по видео. Банки смогут предоставлять материалы при их наличии на момент запроса, им нужно дать время на техническую доработку своих систем, сказала Соколова. По ее оценке, банкам потребуется не менее трех рабочих дней для подготовки и передачи материалов в Росфинмониторинг по каждому запросу.
По словам вице-президента Ассоциации банков России (АБР) Алексея Войлукова, сейчас каждый банк самостоятельно решает, в каком формате записывать и сколько времени хранить фото и видео. У самого банка не всегда есть оперативный доступ к таким материалам, добавил Войлуков. Он объяснил, что, например, записи с камер банкомата могут по истечении времени стираться и перезаписываться. «Чтобы их предоставлять, нужно тогда такие материалы выгружать и где-то хранить», — сказал вице-президент АБР.
«Наверняка будут какие-то стандарты, а значит, колоссальные затраты на их выполнение лягут на участников рынка», — добавил Войлуков. По его словам, кредитные организации пока не понимают, какой объем подобной информации будет запрашивать Росфинмониторинг и как часто. «Тинькофф» регулярно передает видео с банкоматов в правоохранительные органы, но этот процесс не автоматизирован, сказал представитель банка. Чтобы эффективно бороться с мошенничеством, важно работать не только с последствиями реализации схемы, но и с первопричиной ее возникновения, поделился он позицией банка.