«Напоминает начало ковид-кризиса»: что ЦБ сделает со ставкой после начала мобилизации
Какого решения ждать от ЦБ
На ближайшем заседании по ключевой ставке 28 октября совет директоров Банка России, скорее всего, оставит ставку без изменений, на уровне 7,5%. К таком сценарию склоняются большинство аналитиков, опрошенных Forbes. В последний раз ЦБ не менял ставку на заседании 18 марта, за три недели до этого подняв ее сразу на 10,5 п.п. на фоне инфляционных и девальвационных рисков.
На прошлом заседании в середине сентября регулятор снизил ключевую ставку на 0,5 п.п. Снижение стало шестым подряд с апреля (за это время ставка снизилась с рекордных 20%), и при этом самым осторожным в цикле. Тогда регулятор в своем релизе не стал давать ориентиров насчет возможных решений по ставке на ближайших заседаниях, ограничившись лишь перечислением факторов, которые будет оценивать при принятии решения: динамика фактической и ожидаемой инфляции, ситуация с перестройкой экономики и риски новых внутренних и внешних ограничений.
Прогнозирование основного из этих ориентиров, инфляционной динамики, теперь оказалось затруднено, признавали аналитики ЦБ в октябрьском бюллетене «О чем говорят тренды». Дело в одновременном влиянии двух противоположных по эффекту факторов — уменьшении потребительского спроса и снижении предложения товаров и услуг. Частичная мобилизация, объявленная российскими властями 21 сентября, с одной стороны, создает вызовы для производственных процессов и поддержания объемов выпуска, особенно в сегменте малых и средних предприятий, с другой — давит на потребительскую и предпринимательскую уверенность, указывают аналитики Банка России. Среди проинфляционных факторов они выделяют рост дефицита бюджета — это будет усиливать инфляционное давление в ближайшие кварталы.
Активность покупателей, если опираться на данные «СберИндекса», в начале-середине октября была подавленной, отмечал телеграм-канал MMI. Так, на неделе, завершившейся 16 октября, расходы на непродовольственные товары оставались в отрицательных значениях по сравнению с прошлогодними, расходы на услуги, которые в годовом выражении до начала мобилизации росли в течение месяца на 8,7-11,8%, в последние три недели колеблются от +2,4 до +6,8% год к году. При этом темпы роста недельной инфляции с 4 до 10 октября замедлились почти до нуля (0,03%).
Тем не менее, в решении по ставке для ЦБ бóльшую роль будут играть проинфляционные факторы: цены на многие товары уже начинают расти быстрее, также возможен риск роста расходов населения в связи с выплатами мобилизованным гражданам, считает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Поэтому регулятор, скорее всего, оставит ставку без изменений — если она и может быть снижена, то скорее в декабре, допускает он.
Аналитики SberCIB Investment Research также ожидают, что менять ставку на ближайшем заседании ЦБ не будет. Возможности по снижению ставки ограничивают как бюджетный фактор (оценка дефицита бюджета на 2023 год от Минфина выросла вдвое, до 3 трлн рублей), так и возможный рост зарплат из-за конкуренции за сотрудников на фоне дефицита предложения на рынке труда, перечисляет старший стратег организации по долговому рынку Игорь Рапохин. При этом необходимости повышать ставку сейчас тоже нет — недельная инфляция на околонулевых отметках, потребители стали более склонны к сбережениям, а условия кредитования ужесточились.
В пользу паузы в снижении ставки также говорят и факторы финансового рынка, отмечает управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин. «На рублевом рынке есть определенный дефицит ликвидности из-за оттока наличности, ставки денежного рынка находятся чуть выше, чем ключевая ставка. Это говорит в пользу того, чтобы не принимать резких действий на предстоящих заседаниях, хотя если такая история сохранится на продолжительное время, то, наверно, это будет фактором в пользу повышения ставок», — добавляет он.
Дезинфляционные факторы, такие как падение спроса из-за оттока населения, снижение потребления и падение выдач кредитов — краткосрочны, а эффект проинфляционных факторов (снижение выпуска, нехватка персонала на рынке труда, рост дефицита бюджета) будут более длительными, говорит главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Поскольку решения ЦБ по ставке влияют на экономику с лагом в 2-3 квартала, то регулятор, скорее всего, более беспокоится насчет проинфляционных рисков, но учитывая перечисленные дезинфляционные, ставку сейчас не поднимет, резюмирует он.
Эффект от мобилизации
В целом влияние частичной мобилизации на потребительских спрос, так же как и на ситуацию с кредитованием, зарплатами и доходами, еще предстоит оценить — оно может быть как дезинфляционным, так и проинфляционным, причем на разных временных горизонтах направленность может меняться, считают аналитики ЦБ.
По своим экономическим эффектам мобилизация похожа на первые эффекты ковидных локдаунов, считает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. «Выросла неопределенность, падает мобильность — оперативные индикаторы показывают падение посещаемости торговых центров и рост доли онлайн платежей, объем крупных покупок и поток заявок на ипотечные кредиты тоже падают», — перечисляет он. В то же время, Банк России должен принять во внимание быстрое восстановление кредитования (в последние месяцы корпоративный портфель растет на почти 2.5% в месяц), рост инфляционных ожиданий, постепенное сокращение профицита текущего счета и риски для экспорта российской нефти из-за готовящихся санкций, говорит Исаков. На ближайшем заседании экономист ожидает минимального снижения ставки — на 0,25 п.п.
Динамика показателей экономической активности, особенно в потребительских расходах, действительно напоминает начало ковид-кризиса, хоть и в меньших масштабах, соглашается старший экономист инвестиционного банка «Синара» Сергей Коныгин. На ближайшем заседании он ждет от ЦБ паузы, однако, если регулятор получит негативные данные от Росстата до 28 октября, он может и снизить ставку, допускает эксперт.
Завершился ли цикл
Цикл снижения ключевой ставки если еще не завершился, то близок к окончанию, соглашаются опрошенные Forbes экономисты. Так, Александр Исаков из Bloomberg Economics ожидает, что цикл закончится в этом году на уровне 7%. Станислав Мурашов, который допускает еще одно снижение ставки в декабре, считает, что показатель продержится неизменным все первое полугодие 2023 года.
Цикл снижения завершен, судя по ситуации на долговом рынке, его участники настроились на разворот в денежно-кредитной политике в ближайший год, указывает Прокудин из «Ингосстрах-Инвестиции». Повышение ставки в следующем году вероятно, пусть скорее всего и не в первом квартале, соглашается Егор Сусин. «В 2023 году, с одной стороны, снижение потребления будет дефляционным фактором, но бюджетные и другие факторы, связанные с производством, будут определенно проинфляционными», — объясняет он. Точные сроки разворота ДКП в 2023 году прогнозировать сейчас сложно, говорит Коныгин из «Синары» — они будут зависеть от продолжительности мобилизационных мероприятий и влияния эффекта военного положения на всю экономику.