Минфин назвал преимущества китайской валюты как замены доллару и евро
Основная альтернатива ставшим «токсичными» доллару и евро — это юань, заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев в интервью РБК. Российские банки также рассматривают дирхам как замену валюте США и Евросоюза, но преимущество юаня в том, что это валюта более крупной, чем ОАЭ, экономики Китая, сказал замглавы российского Минфина
На смену «токсичным» доллару и евро при девалютизации российского банковского сектора придут валюты «дружественных» стран, сказал в интервью РБК заместитель министра финансов Алексей Моисеев. В числе наиболее предпочтительного варианта замены он назвал китайский юань, другой альтернативой чиновник считает дирхам (валюта Объединенных Арабских Эмиратов, ОАЭ).
По его словам, в целом иностранная валюта для распространения ее в обороте страны должна обладать такими свойствами, как курсовая стабильность, ликвидность, плюс не должно быть заградительного валютного контроля в стране — эмитенте валюты. «Валюта, на которую в первую очередь сейчас все смотрят, — это, конечно, юань, потому что там и рынок большой, и курс стабильный, во всяком случае по отношению к курсу доллара», — отметил Моисеев.
Замглавы Минфина добавил, что как альтернатива евро и доллару рассматривается также дирхам ОАЭ и «ряд других валют более мелких рынков». «Есть валюты, которые, конечно, очень волатильны, и все их избегают. Не буду называть эти валюты, не хочу наших партнеров обижать», — сказал собеседник газеты. Турецкая лира в этом году обесценилась к доллару почти на 27%, лишь немного уступая по глубине падения аргентинскому песо. Юань подешевел на 8,6%.
В последние месяцы российские банки стали активно продавать клиентам юани, в том числе наличные. Сбербанк сообщил, что начинает кредитовать российские компании в юанях. По словам Моисеева, объем торгов на Мосбирже валютной парой рубль-юань с февраля вырос в 50 раз. «Все расторгуется, если есть спрос и предложение», — сказал замминистра. Он добавил, что Москва и Пекин запланировали увеличить двусторонний торговый оборот до $200 млрд. По итогам января — августа товарооборот между Россией и Китаем достиг $117,2 млрд, по данным китайской таможни, раскрытым 7 сентября.
ЦБ ранее называл юани, индийские рупии и турецкие лиры в качестве возможных кандидатов на участие в валютных операциях Минфина по обсуждаемому новому бюджетному правилу. Центробанк Индии в июле представил план по использованию рупии в экспортно-импортных операциях индийских компаний. По оценке Моисеева, возможность использования рупий «очень ограничена из-за достаточно жесткого валютного контроля внутри Индии», в стране «достаточно серьезные ограничения в отношении того, что с этой валютой можно делать». В Китае же, добавил он, существенные валютные ограничения не так препятствуют использованию валюты.
По словам Моисеева, дирхам ОАЭ может быть интересен российским экономическим агентам и как способ расчета, и как способ хранения стоимости. Он стабилен, а курс, как и курсы ряда других государств Персидского залива, привязан к курсу доллара. Моисеев у уточнил, что нет задачи иметь косвенную экспозицию на доллар, но есть задача, чтобы «валюта справлялась с возложенными на нее функциями».
Замглавы Минфина отметил, что экономика страны, валюты которых планируется использовать, должна быть достаточно крупной. По его словам, дирхам, к примеру, «может, нам будет подходить по всем характеристикам», но объем его использования будет ограниченный, потому что рынок ОАЭ достаточно узкий в сравнении с китайским. Другие ближневосточные валюты — с высокой волатильностью, «никто их не рассматривает, кроме как для проведения однодневных операций», уточнил собеседник издания.
Доллар больше России «не нужен», а копить активы в этой валюте «абсолютно бессмысленно», сказал Моисеев. Но признал, что многие зарубежные поставщики товаров в Россию готовы принимать в оплату только западные валюты. Он допустил, что может возникнуть дефицит корреспондентских счетов российских банков в банках «недружественных» стран.