Суд обязал «Тинькофф» вернуть клиенту списанные за «незаконное обогащение» деньги
Суд в Перми обязан Тинькофф Банк вернуть клиенту 1,3 млн рублей, списанные за «незаконное обогащение» на обмене валюты в конце февраля, а также выплатить компенсацию. Банк пообещал обжаловать решение
Дзержинский районный суд Перми обязал Тинькофф Банк вернуть клиенту 1,3 млн рублей, списанные за «необоснованное обогащение» на обмене валюты. «Иск удовлетворен частично», — говорится в решении на сайте суда.
Клиент требовал обязать банк вернуть списанные у него 1,3 млн рублей, а также выплатить компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей и штраф в размере 50% от присужденной клиенту суммы — 650 000 рублей, рассказал представитель истца от пермской общественной организации «Инициатива» Василий Черепанов в блоге на vc.ru. Половина присужденного штрафа предназначалась «Инициативе».
Суд, по словам Черепанова, обязал банк вернуть списанные 1,3 млн рублей и выплатить штраф, но уменьшил сумму морального вреда до 5000 рублей.
Решение пока не вступило в силу. Представитель «Тинькофф» сказал Forbes, что банк обжалует его, так как, по его мнению, суд «не разобрался в характере сделок». «За 52 минуты клиент совершил 48 последовательных операций конвертации из долларов в евро, далее в фунты стерлингов и обратно в доллары, получая прибыль от каждой итерации», — рассказал он. Тинькофф Банк добавил, что такие действия говорят о том, что клиент совершал операции в целях получения прибыли и «неосновательного обогащения», а не для личного использования.
Как писал весной Forbes, Тинькофф Банк весной списал деньги со счетов клиентов, которые 27 февраля смогли через банковское приложение обменять рубли на доллары по выгодному курсу. Сделать это можно было, конвертировав рубли в фунты, а фунты в доллары, так можно было приобрести доллары примерно по 88 рублей, притом что при прямой конвертации рублей в доллары через приложение $1 стоил около 150 рублей.
Тинькофф Банк посчитал, что эти клиенты «воспользовались уязвимостью в работе алгоритма расчета кросс-курсов валют» и «совершали многократные переводы между валютными счетами для личного неправомерного обогащения». Об этом говорилось в письме, которое банк направил некоторым клиентам (копия письма есть у Forbes). В результате списаний у некоторых клиентов баланс на счетах ушел в минус на несколько десятков миллионов. Банк дал клиентам 25 дней на погашение задолженности.
Некоторые клиенты банка, столкнувшиеся со списаниями, решили обратиться в суд. Они требовали признать блокировку счетов незаконной и вернуть списанные деньги.