Банки России реструктурировали кредиты на 9,5 трлн рублей с февраля по июль
Российские банки пересмотрели условия кредитов более чем на 9,5 трлн рублей с конца февраля. 88% суммы — это долги крупного бизнеса, сообщил ЦБ в ответ на запрос РБК. Масштабы реструктуризации кредитов крупного бизнеса уже превзошли показатели периода пандемии коронавируса, отмечают эксперты
С начала кризиса российские банки реструктурировали кредиты населению и бизнесу более чем на 9,52 трлн рублей, передает РБК со ссылкой на ответ представителя Центробанка на запрос издания. С 19 февраля по 31 июля банки пересмотрели условия по кредитам крупным заемщикам более чем на 8,4 трлн рублей (19% от совокупного портфеля кредитов крупного бизнеса). Расчеты сделаны по данным 18 крупнейших банков, включая системно значимые.
За март — июнь под реструктуризацию попали долги малого и среднего бизнеса на 848,3 млрд рублей (9,9% портфеля). Данные регулятору предоставили 36 банков, кредитующих МСБ. Кредитные учреждения (44 банка) изменили условия по 531 000 займов россиян на 267 млрд рублей. На 1 июля доля реструктуризаций в розничном портфеле банков составляла незначительные 1,1% против 3,4% на начало июля пандемийного 2020 года.
Масштабы пересмотра условий по крупным корпоративным кредитам более чем на треть (37,7%) превзошли реструктуризации во время пандемии коронавируса. Так, с 20 марта 2020 года по 30 июня 2021 года банки (33 участника рынка) реструктурировали крупные корпоративные кредиты на 6,1 трлн рублей (16,5% портфеля). Старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Владимир Тетерин отмечает, что отрасли, которую бы не затронул текущий кризис, не существует. К наиболее уязвимым группам он отнес заемщиков из отраслей, проблемы которых начались в пандемию: туристической, гостиничной, арендного бизнеса, авиаперевозчиков.
Экономист Андрей Бархота считает, что основной вклад в новые объемы реструктуризаций могли внести заемщики из сфер, где были сильны колебания цен базовых активов: нефтегазовой отрасли, операций с недвижимым имуществом, экспортно ориентированных отраслей с низкой добавленной стоимостью. По его словам, масштаб реструктуризаций выше, чем в пандемию, — ухудшение финансового состояния компаний «носит кросс-индустриальный характер» и требует перестройки всех хозяйственных механизмов.
Банки могли активно реструктурировать валютные кредиты, переводя их в рубли на фоне заметного снижения курса в мае-июле, предположил управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. По оценке зампреда правления Сбербанка Анатолия Попова, спрос на пересмотр кредитных условий со стороны крупного бизнеса ненамного выше, чем в 2020 году. По его словам, с конца июня доля реструктурированных ссуд находится на стабильном уровне, в «Сбере» не ожидают ее роста до конца года.
В ВТБ интерес крупных клиентов к реструктуризации объяснили популярностью госпрограмм поддержки. Представитель оборонного Промсвязьбанка сообщил, что спрос на реструктуризацию со стороны крупных заемщиков «остается на низком уровне». Он добавил, что крупному бизнесу сейчас интереснее получение финансирования в рамках господдержки. Представитель «Уралсиба» сказал, что запросов со стороны крупного бизнеса на реструктуризацию «практически нет».
По данным ЦБ, на 1 февраля 2022 года объем просроченных корпоративных ссуд составлял 2,95 трлн рублей, на «плохие» долги приходилось 5,6% портфеля. После начала кризиса регулятор не раскрывает статистику о просрочке в секторе. Большинство опрошенных экспертов не стали давать оценки, какой может быть динамика реструктуризации крупных кредитов до конца года. В мае первый зампред ЦБ Ксения Юдаева допускала рост кредитного риска в корпоративном сегменте, но без конкретных прогнозов.