ЦБ не увидел необходимости новых послаблений банкам из-за заморозки евро
Центробанк не готов предоставить банковскому рынку дополнительную ликвидность в связи с заморозкой евро в Национальном расчетном депозитарии из-за санкций ЕС. Варианты смягчения убытков предлагала Ассоциации банков России, но ЦБ не увидел в них необходимости. Банкиры отмечают, что возврат к обсуждению льгот неизбежен
Банк России не готов предоставлять рынку ликвидность взамен той, что оказалась заморожена в Национальном расчетном депозитарии из-за санкций Евросоюза. Об этом сообщает РБК со ссылкой на ответ ЦБ Ассоциации банков России (АБР). Она предлагала варианты смягчения убытков, которые понесли банки из-за ограничений Евросоюза против Национального расчетного депозитария (НРД).
Власти ЕС в начале июня внесли в санкционные списки НРД (структура Мосбиржи). Из-за санкций НРД прекратил операции в евро в интересах контрагентов, в том числе российских банков. Но корреспондентских счетах «застряли» €4,5–7 млрд, по оценкам источников Frank Media. АБР в своем обращении к регулятору в июне предложила ЦБ разработать механизмы, которые бы позволили участникам рынка вернуть в иной валюте заблокированные в НРД средства.
В частности, писали банкиры, ЦБ мог выступить посредником — заключить с пострадавшими контрагентами НРД своп-сделки «в размере захолдированных остатков в евро» на особых условиях: по нулевой или минимально возможной ставке, на длительный срок, с возможностью пролонгации сделки до разрешения проблемы, с возможностью ее досрочного закрытия по инициативе банка без штрафных санкций. В ответ ЦБ заявил, что объемов активов банков достаточно для привлечения дополнительной ликвидности у Банка России, расширение инструментария, в том числе за счет сделок своп на льготных условиях, — нецелесообразно.
ЦБ не ответил на запрос РБК. Регулятор сослался при этом на начало недели тишины перед заседанием по ключевой ставке. Его планируется провести в пятницу, 22 июля. По словам вице-президента АБР Алексея Войлукова, ответ ЦБ показывает, что регулятор видит проблему но считает, что рынок справится сам. Он отметил, что предложения банков по инструментам предоставления ликвидности касаются не только тех, кого затронули проблемы НРД.
Основными игроками на рынке своп были нерезиденты «недружественных» стран, и теперь мы наблюдаем существенное снижение объема этого рынка, пояснил Войлуков. «Для нас очевидно, что возврат к обсуждению этого вопроса с финансовыми властями неизбежен», — добавил он. В письме ЦБ в адрес АБР говорится, что регулятор в конце июня дал послабления банкам по резервированию и расчету нормативов, на которые влияют остатки в НРД, попавшие под заморозку.
Ранее Банк России рекомендовал российским банкам девалютизацию балансов, о ней он напомнил и в ответе АБР. В мае на российском рынке сформировался избыток валютной ликвидности: кредитные организации даже вынуждены были доплачивать за размещение долларов. В этих условиях банки начали вводить комиссии для клиентов-физлиц за хранение валюты на текущих счетах. Кредитным организациям законодательно разрешили вводить отрицательные ставки по валютным депозитам для юридических лиц. Эти поправки уже вступили в силу, отрицательные ставки для корпоративных клиентов банки могут вводить по новым и уже действующим депозитам.