«Тинькофф» оценил потери от неверно установленного валютного курса в $7 млн
Ущерб банка «Тинькофф» от сбоев в расчетах кросс-курсов валют, из-за которых клиенты банка смогли выгодно обменивать рубли на доллары и обратно, составил $7 млн. Об этой оценке, которую банк дал в ходе судебного разбирательства с одним из клиентов, сообщил Forbes адвокат клиента «Тинькофф» Кирилл Штельма. Forbes ознакомился с соответствующими документами по судебному делу.
О том, что часть клиентов «Тинькофф» в конце февраля — начале марта смогла выгодно конвертировать рубли в валюту через промежуточную конвертацию в фунты стерлингов и евро, стало известно, когда «Тинькофф» начал блокировать счета таких клиентов.
Как рассказывал Forbes один из клиентов банка, в конце февраля, когда при прямой конвертации в приложении «Тинькофф» доллар стоил 150 рублей и на бирже его цена превышала 100 рублей, купить доллар через промежуточную конвертацию в фунт можно было по 88 рублей. «Многие таким образом купили доллар дешево, а в понедельник (28 февраля) уже сдавали на бирже по 105 рублей», — объяснял такую схему клиент.
Некоторым клиентам, чьи счета оказались заблокированными, банк объяснял, что устанавливает временные ограничения для тех, чьи недавние операции «попали под признаки злоупотребления условиями договора обслуживания», другим говорил, что счета попали под проверку согласно Федеральному закону №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
После этого банк списал со счетов клиентов деньги, объяснив, что они «воспользовались уязвимостью в работе кросс-курса валют» и обменивали валюту для «личного неправомерного обогащения». Один из клиентов банка, которого затронула эта ситуация, рассказал Forbes, что сумма списания соответствовала размеру прибыли, которую он извлек из операций по обмену валют.
В апреле стало известно, что часть клиентов банка направила судебные иски с требованием разблокировать их счета и признать списания денег неправомерными. Несколько дел рассматривается в Москве, еще одно — в Саранске, рассказал Forbes один из истцов. Шесть клиентов обратились за юридической помощью в Хабаровске, рассказал председатель коллегии адвокатов «Гедеон» Кирилл Штельма. Он объяснил, что истцы подают иски по месту своего жительства, согласно закону о защите прав потребителей.
По делу, которое рассматривается в Центральном районном суде, банк «Тинькофф» письменно изложил свою позицию, рассказывает Штельма. Банк объяснил суду, что 27 февраля, а также 1 и 11 марта в результате ошибок сотрудников банка произошли сбои в расчетах кросс-курсов. Так, 11 марта сотрудник «Тинькофф» установил в системах банка курс евро на уровне 133 рубля вместо 123 рублей. В результате кросс-курс валютной конвертации пары доллар — евро составил 122 рубля за доллар США, что было на 9% ниже биржевого курса и на 10% ниже официального курса ЦБ на тот момент. Такое отклонение создало предпосылки для «необоснованного обогащения» клиентов, часть из которых многократно выполняла операции по обмену валюты, а потом выводила средства, указано в документах дела. Выгода для одного клиента от одной операции составляла 1,34% от суммы операции, а таких клиентов было 265, и операции они выполняли многократно, следует из оценок «Тинькофф».
Представитель банка не ответил по существу на вопросы Forbes. В апреле представитель банка сообщал, что «Тинькофф» планирует подать к клиентам встречные иски и отстаивать свою позицию в суде.