Доля срочных займов «до зарплаты» в МФО превысила показатель начала пандемии
Доля срочных займов «до зарплаты» в микрофинансовых организациях превысила уровень начала пандемии. Эксперты объясняют это темпами роста цен, из-за которых даже те, кто сохранил доходы на прежнем уровне, начинают испытывать финансовые затруднения
На микрофинансовом рынке в последние месяцы выросла доля срочных займов «до зарплаты», она превышает даже показатели начала пандемии, следует из исследования финансовой онлайн-платформы Webbankir, с которым ознакомился «Коммерсантъ». Если в мае 2020 года на эту категорию приходилось 6% заявок, то в мае 2022 года — свыше 10%.
Рост доли заявок на «срочные цели» зафиксировали и в Moneyman: в мае 2022 года она выросла относительно мая 2020-го на 2,5 п. п. По данным Национального бюро кредитных историй, в мае 2022 года было выдано 2,38 млн таких займов (до 30 000 рублей и сроком до 30 дней) на сумму 21,59 млрд рублей. Это максимум с декабря прошлого года и на 16% превышает показатель годовой давности. Всего, по данным ЦБ, в январе–марте в России было выдано микрозаймов на 175 млрд рублей.
Гендиректор Webbankir Андрей Пономарев объяснил интерес к срочным займам «до зарплаты» высокой инфляцией, в результате которой зарплаты не успевают за ростом цен: «Даже работающие люди, которые формально сохранили уровень доходов, начинают испытывать финансовые затруднения». Он считает, что займы сроком до 30 дней останутся наиболее динамичным сегментом рынка МФО в течение всего 2022 года. Операционный директор ГК Eqvanta Иван Меринов отметил, что в рамках займов «до зарплаты» клиенты «запрашивают немаленькие суммы», что может быть связано с ограничением банковского кредитования и сокращением POS-кредитов.
По мнению гендиректора финансовой экосистемы «Юником24» Дмитрия Африканова, в условиях кризиса МФО оказались между двух огней: «Для рентабельности бизнеса нужны новые качественные заемщики, однако в условиях ограничения бюджета компании вынуждены работать с более дешевыми каналами привлечения». Гендиректор МКК Creditter Игорь Смирнов признал, что затраты на скоринг (система оценки кредитоспособности лица) придется увеличить.
Аналитики ИК «Иволга Капитал» отметили, что в таких условиях одной из основных статей расходов МФО становится маркетинг. По данным отчетности почти трех десятков МФО, в первом квартале их затраты на рекламу превысили показатель прошлого года в 1,6 раза и достигли 1,4 млрд рублей.