ЦБ вернул ключевую ставку к докризисному уровню: чего ждать дальше
Центробанк 10 июня снизил ключевую ставку до 9,5%. Одновременно регулятор резко снизил прогноз по инфляции на конец года — с 18-23% до 14-17%, а также скорректировал ожидания по средней ключевой ставке: из прогноза ЦБ следует, что по итогам года она составит 10,8-11,4% вместо 12,5-14%, прогнозировавшихся в апреле.
Изначально большинство аналитиков предполагали, что Банк России снизит ставку не так сильно — на 1 п. п., до 10%. Однако после выхода 8 июня данных по недельному росту цен, согласно которым c 28 мая по 3 июня в России второй раз за месяц была зафиксирована дефляция, консенсус скорректировался в пользу более резкого шага, отмечает управляющий директор «Газпромбанк Private» Banking Егор Сусин.
На заседании рассматривался широкий диапазон шагов — от снижения ставки до 9% до сохранения ее на уровне 11%. При этом основные варианты — снижение до 10% и до 9,5%, сказала на пресс-конференции председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Какую стратегию выберет ЦБ на дальнейших заседаниях, ускорится ли рост цен и когда восстановится кредитование?
Как будет меняться ставка дальше
В релизе ЦБ прогнозирует, что во второй половине года средний уровень ставки будет в диапазоне 8,5-9,5%. Иными словами, регулятор допускает, что ставка до конца года может не измениться.
На заседании в апреле ЦБ тоже прогнозировал, что ставка может остаться на уровне 14%, указывает Сусин из Газпромбанка, однако сейчас она существенно ниже. ЦБ оставляет себе задел на понижение ставки, считает он. Учитывая низкие темпы роста цен в последние недели, регулятор вполне мог понижать ставку и до 9%, считает экономист. Однако, выступая после заседания совета директоров, Эльвира Набиуллина подчеркнула, что низкие темпы роста цен в мае (инфляция оказалась рекордно низкой по итогам этого месяца — 0,12%) нельзя считать устойчивыми. Замедление инфляции объясняется разовыми факторами, в первую очередь укреплением рубля, но крепкий рубль не будет сдерживать рост цен постоянно, отмечает Сусин. Именно поэтому, по мнению экономиста, ЦБ дал четкий сигнал, что агрессивные понижения ставок завершены.
В релизе ЦБ, говоря о возможности дальнейшего снижения ставки, использовал более сдержанную формулировку, чем в предыдущих релизах: теперь регулятор «будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки», а не «допускает возможность снижения ставки» на ближайших заседаниях. По словам Сусина, скорее всего, мы увидим снижение ставки на всех оставшихся до конца года заседаниях ЦБ — всего их запланировано четыре. К концу года ставка опустится до 7,5%, прогнозирует экономист.
Прогноз ЦБ предполагает, что во второй половине 2022 года ключевая ставка может не измениться, а может быть снижена максимум до 7%, пишет старший экономист BCS Global Markets Наталья Лаврова. При этом ЦБ подчеркнул, что темпы будут зависеть от изменения макроэкономических условий и прогнозов. Регулятор продолжит цикл снижения ставки, поскольку экономические перспективы остаются «непростыми», считает экономист. В то же время темпы снижения замедлятся на фоне краткосрочных проинфляционных рисков, таких как ослабление рубля и окончание сезонной продовольственной дефляции, отмечает она. К концу 2022 года регулятор может снизить ключевую ставку до 7,5-8%, прогнозирует Лаврова.
У ЦБ есть намерения снижать ставку до конца года — правда, вероятно, он возьмет паузу либо уменьшит темпы снижения, считает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. По его прогнозу, к концу года ставка может снизиться ближе к 8%.
Интервал, указанный в релизе ЦБ, можно назвать базовым прогнозом, который реализуется, если ситуация с инфляцией и другими рисками не изменится, говорит программный директор международного дискуссионного клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик. «Но мы видим из заявления председателя ЦБ, что ее беспокоят инфляционные риски, что при ослаблении рубля может возникнуть инфляционный импульс. В этих условиях очевидно, что сигнал такой: дальше снижение возможно и даже вероятно, но менее резко. Здесь ключевой вопрос, как будет себя проявлять инфляция», — заключает экономист.
Ускорится ли рост цен
На заседании ЦБ резко изменил прогноз по годовой инфляции до 14-17%. В апреле регулятор прогнозировал рост цен по итогам года в диапазоне от 18% до 23%. В мае и начале июня рост цен заметно замедлился, а текущий рост цен в годовом выражении опустился до 17%.
Тем не менее ЦБ отметил, что проинфляционные риски в экономике хоть и снижаются, но остаются существенными. Несмотря на то, что ЦБ, как отметила Набиуллина, в базовом сценарии не ожидает нового разворота роста цен, разовые факторы, которые сдерживают инфляцию, будут ослабевать, а проинфляционные факторы усиливаться. Один из таких факторов — мировая инфляция.
В мировой экономике инфляция точно не будет снижаться, скорее, даже будет ускоряться, говорит Лисоволик. «И здесь ключевая развилка до конца года, как это повлияет на рост цен в России — будет ли она стоять в стороне или цены пойдут вверх вместе с общемировым трендом», — рассуждает он.
Единственным устойчивым фактором, сдерживающим рост цен, остается слабое потребление, отмечает Наталья Лаврова из BCS Global Markets. Потребительская активность будет восстанавливаться очень медленно и неравномерно, соглашается Сусин: на потребительском рынке все еще сохраняются высокие цены, и общая неопределенность в экономике будет сдерживать спрос на горизонте года-полутора, считает он.
Стимулировать потребление может снижение ставок по депозитам. В марте банки вслед за ЦБ резко повысили ставки по вкладам — до 20% годовых и выше. Такие депозиты, как правило, привлекались на короткий срок — на три месяца. Склонность к сбережению на фоне высоких ставок сдержала спрос и замедлила рост цен. В июне срок таких вкладов истекает, однако это вряд ли приведет к запуску инфляционных процессов, считает Лисоволик. ЦБ будет отслеживать фактор склонности к сбережениям, который будет сдерживать существенное снижение ставки в этом году. Максимальная процентная ставка по вкладам в третьей декаде мая в десяти крупнейших банках по привлечению депозитов составляла 9,85%, при этом в начале года, до «спецоперации»* России на Украине, этот показатель составлял 7,7-8% (при этом ключевая ставка как раз была на том же уровне, что и сейчас).
Как будет восстанавливаться кредитование
После обвала в марте и апреле розничное кредитование пока не восстановилось. По данным Frank RG, в мае выдача розничных кредитов составила лишь треть от прошлогоднего показателя. Хотя выдача потребительских кредитов в месячном выражении выросла, ипотечный сектор оставался слабым и сократился на 73% год к году против -71% год к году в апреле, пишет Лаврова.
Несмотря на то что ставка уменьшается, вряд ли кредитование вернется на докризисные уровни в этом году, потому что, как правило, сначала на движение реагируют депозиты и только потом подтягиваются кредиты, считает Станислав Мурашов из Райффайзенбанка. «Опций «припарковать» сбережения осталось не так много, так что деньги вполне могут пойти на приобретение крупных покупок в обход кредитования», — рассуждает аналитик. По его мнению, средняя ставка в этом году все еще будет некомфортна, чтобы реально разогреть спрос, поэтому, скорее всего, существенный подъем можно будет увидеть только в I квартале или даже полугодии следующего года.
Быстрого восстановления потребительского кредитования до конца года в текущих жестких условиях не ждет и Егор Сусин. Ситуация на рынке кредитования пока достаточно сложная, ведь помимо снижения стоимости денег есть еще и стоимость рисков, обращает внимание он. Однако, по мнению Сусина, банки заинтересованы в том, чтобы снижать ставку из-за профицита ликвидности. «В мае уже был резкий прирост потребительских кредитов, и этот сегмент должен восстановиться быстрее, а вот ипотечный сектор будет расти более сдержанно, потому что стоимость жилья притормаживает выдачу ипотек», — резюмировал экономист.
Вряд ли в обозримом будущем произойдет ощутимый всплеск потребительского кредитования, потому что в последние годы оно росло большими темпами, образовав существенную закредитованность населения, и теперь в бюджете многих домохозяйств значительную часть занимают расходы на обслуживание кредитов, считает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин. Он предполагает, что смягчение денежно-кредитных условий оживит корпоративное кредитование, однако кризисные явления и ослабление деловой активности из-за санкций будет препятствовать увеличению займов бизнеса. Эти тенденции будут снижать доходы банков, а также увеличивать риски невозврата кредитов, поэтому они не смогут существенно и быстро снизить кредитные ставки, даже несмотря на активное смягчение монетарной политики ЦБ, сделал вывод Бабин.
Из опрошенных Forbes топ-10 банков по активам только два решили быстро отреагировать на изменение ставки. Альфа-банк снизил ставки в среднем на 1,5% по всем видам кредитов, сказали в пресс-службе банка. При этом минимальная ставка осталась без изменения — 6,9% по кредиту наличными до 7,5 млн рублей и 5,9% по кредиту наличными до 15 млн рублей под залог недвижимости. В «Открытии» минимальная ставка по кредиту на любые цели уменьшилась с 7,5% до 5,5%, сказали Forbes в пресс-службе.
Совкомбанк планирует «вернуться к вопросу изменения ставок» на следующей неделе, а МКБ «не исключает обновления ставок в ближайшее время», уведомили представители банков. В Росбанке напомнили, что уменьшали ставки по программе кредитования и рефинансирования на 3% всего неделю назад и будут корректировать условия по продуктам в зависимости от рыночной ситуации. В пресс-службе ВТБ указали, что банк в мае значительно улучшил условия по розничным кредитам, поэтому будет принимать решения по снижению ставок, ориентируясь на конъюнктуру рынка.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.