ЦБ снизил ключевую ставку до докризисного уровня
Совет директоров Банка России снижает ключевую ставку четвертый раз подряд — на 1,5 п. п., до 9,5%. Таким образом, за два месяца ставка снизилась на 10,5 п.п. после резкого повышения с 9,5 до 20% в феврале.
Большинство аналитиков ожидало менее сильного снижения — на 1 п. п., до 10%. До этого ЦБ трижды подряд снижает ставку по 3 п. п. На ближайших заседаниях ЦБ будет оценивать целесообразность снижения ставки. Следующее заседание ЦБ по ставке запланировано на 22 июля. В 2022 году ЦБ прогнозирует среднюю ключевую ставку в диапазоне 10,8-11,4%, из чего следует, что с 14 июня до конца года прогноз по средней ключевой ставке - 8,5-9,5%.
Замедление инфляции происходит быстрее, а снижение экономической активности — в меньшем масштабе, чем ожидал ЦБ в апреле, отмечается в релизе регулятора. Низкой инфляции способствуют сильный курс рубля и исчерпание ажиотажного потребительского спроса. ЦБ изменил ожидания по инфляции на конец года — теперь он ждет, что рост цен в годовом выражении составит 14-17% (в апреле Банк России прогнозировал инфляцию 18-23%).
Банк России признает, что проинфляционные риски для экономики снизились, но остаются существенными. Регулятор допускает, что в случае дополнительного расширения бюджетного дефицита может потребоваться более жесткая денежно-кредитная политика для возвращения инфляции к 4-процентному таргету. Проинфляционное влияние могут иметь также новые торговые и финансовые ограничения в отношении России. Сохранение значительного профицита торгового баланса в условиях, когда динамика экспорта опережает импорт, может оказать дезинфляционное влияние.
В то же время сложные внешние условия значительно ограничивают экономическую деятельность. В мае снижение экономической активности, по оценке ЦБ, приостановилось после резкого падения в апреле. Компании по-прежнему испытывают затруднения в логистике и производстве, несмотря на «некоторую диверсификацию» рынков сбыта и поставщиков сырья и комплектующих, а население тратит меньше, в том числе из-за снижения реальных доходов. Тем не менее снижение ВВП по итогам года может оказаться меньше, чем ЦБ ожидал в апреле (минус 8-10%). Условия банковского кредитования остаются жесткими, однако снижение ключевой ставки в апреле-июне увеличит доступность кредитных ресурсов и ограничит масштаб снижения экономической активности.
В мае инфляция замедлилась до 0,12% в месячном выражении по сравнению с 1,56% в апреле. В годовом выражении по итогам месяца темпы роста цен снизились впервые с декабря прошлого года, до 17,10%, по сравнению с 17,83% в апреле. Минэкономразвития объясняло замедление инфляции сезонными факторами, укреплением рубля и коррекцией цен на фоне снижения потребительской активности, из-за чего на непродовольственные товары и услуги даже наблюдалась дефляция. «Инфляция скорректировала траекторию после достижения пиков в марте и апреле этого года», — констатировало Минэкономразвития.
Инфляционные ожидания населения на год вперед в мае также снизились на 1 п. п., до 11,5%, ценовые ожидания предприятий на три месяца вперед снизились во всех сферах. В то же время оценка наблюдаемой населением инфляции 25,1% — на максимуме с сентября 2015 года, а сберегательные настроения — максимальные с марта 2021 года. ЦБ указывал, что снижение инфляционных ожиданий «подтверждает наличие пространства для снижения ключевой ставки».
Одновременно со снижением проинфляционных рисков в экономике сложились жесткие денежно-кредитные условия, указывала глава ЦБ Эльвира Набиуллина в конце мая. Кредитование населения наличными, по данным мониторинга Frank RG, в мае продолжило восстанавливаться (+68,5%, до 193,9 млрд рублей), при этом ипотечное кредитование продолжило снижаться, достигнув минимума более чем за пять лет (119,4 млрд рублей).
В конце мая Набиуллина отмечала, что ЦБ может вернуться к стандартному шагу снижения ставки (0,25 п. п.), после того как ставка достигнет однозначных значений (ниже 10%).
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.