Последние перед запретом США платежи Минфина по евробондам зависли в Euroclear
Последние перед запретом США платежи Минфина по еврооблигациям застряли в Euroclear. Деньги инвесторам были перечислены до окончания действия специального разрешения США на обслуживание госдолга. Однако представители международного депозитария не произвели выплат инвесторам
Платежи Минфина России по еврооблигациям, сделанные до 25 мая, зависли в международном депозитарии Euroclear, сообщают «Ведомости» со ссылкой на два близких к правительству источника. Председатель правления финансовой группы «Финам» Владислава Кочетков подтвердил, что инвесторы не получили выплаты, а другой собеседник, близкий к правительству уточнил, что с клиентами Национального расчетного депозитария (НРД) расчет завершен.
Euroclear — бельгийская компания, мажоритарными акционерами которой выступают американские финансовые институты. Купонные платежи по выпускам еврооблигаций «Россия-2026» и «Россия-2036» в долларах и евро должны были состояться 27 мая: платеж по первому выпуску составлял $71,25 млн, по второму – €26,5 млн. 20 мая Минфин перевел средства и отчитался, что средства были получены платежным агентом – НРД. Источник, близкий к правительству, уточнил, что все причитающиеся инвесторам выплаты были списаны со счетов НРД в Euroclear.
Средства зависли на его счетах, сказал собеседник. По его словам, предпринимать попытки по распределению депозитарием выплат по инвесторам не планируется: «Это даже не бессмысленно, а скорее невозможно». Клиенты «Финама» владеют небольшим объемом этих бумаг – платежи пока не поступили, сообщил Кочетков. Основной, по его мнению, аргумент Euroclear против выплат — отсутствие механизма контроля за тем, чтобы средства не получили подсанкционные организации и граждане.
До 25 мая в отношении российского госдолга действовала специальная лицензия Управления по контролю за иностранными активами американского Минфина (OFAC), разрешающая инвесторам получать выплаты. В пресс-службе НРД подтвердили, что деньги для выплат 27 мая заранее поступили в депозитарий и были зачислены на счет в Euroclear. «Все выплаты проводились согласно эмиссионным документам», — отметил представитель НРД. Представитель иностранного депозитария отказался от комментариев.
1 июня комитет, регулирующий кредитно-дефолтные свопы (CDS), при Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA) признал «событие неуплаты» по российским суверенным еврооблигациям с погашением в 2022 года из-за невыплаченных процентов на $1,9 млн. 11 мая бывшие держатели этих бумаг, получившие выплату основного долга ко 2 мая, подали в клиринговую систему Euroclear уведомление о дефолте России, ссылаясь на то, что они не получили дополнительный процент на сумму $1,9 млн, начисленный за период с 4 апреля до даты фактического погашения облигаций. Минфин России заявил о готовности урегулировать претензии, несмотря на «исключительно неправомерные действия иностранных финансовых посредников».
Евросоюз 3 июня ввел санкции против НРД. В ЕС заявили, что это крупнейший депозитарий ценных бумаг в России, он играет ключевую роль в функционировании российской финансовой системы и связи последней с международной системой, «следовательно, прямо или косвенно включен в деятельность, политику и ресурсы российского правительства». Из-за разрыва связей между Euroclear и НРД заблокированными оказались активы россиян на ₽1,8 трлн, или около $27 млрд, приводит РБК оценку аналитиков ITI Capital. По их данным, это в основном, акции. Суммарная стоимость активов нерезидентов, застрявших в НРД, превышает $85 млрд до переоценки: $48 млрд приходятся на акции, остальное — облигации, в основном ОФЗ, на $38 млрд.
В ITI Capital предположили, что большая часть держателей иностранных активов в НРД — это локальные банки, управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды и физлица. Среди физлиц из-за санкций страдают, прежде всего, держатели структурных нот и иностранных акций, купленных на внебиржевом рынке ОТС, отмечают аналитики. Они считают, что ЕС может рассматривать возможность конфискации этих активов, а Госдепартамент США введет аналогичные санкции. В исследовании отмечается, что возможности выплат по российскому долгу через банки, не подпавшие под ограничения, сохраняются.