К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кроссовки Понци: что не так с популярной NFT-игрой, где получают токены за пробежки

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Меньше года назад двое австралийских предпринимателей придумали игру, пользователи которой могут получать токены за пробежки. Уже через пять месяцев игра привлекла первые $5 млн от крупных инвестфондов, десятки тысяч пользователей регистрировались каждый день. Как устроена экономика проекта и за чей счет пользователи получают деньги?

В начале апреля акселератор стартапов Binance Lab объявил об инвестициях в игровой NFT-проект Stepn — это игра, пользователи которой покупают виртуальные кроссовки для ходьбы и бега, с помощью которых можно заработать криптовалютные токены. 

Сколько одна из компаний Binance вложила в стартап, неизвестно, однако уже через месяц про игру Stepn написали Forbes USA и Techcrunch, проект рекламировали в крупных Telegram-каналах и Instagram-блогах (принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России). Реклама Stepn добралась даже до Махачкалы, где открыли киоск по продаже виртуальных кроссовок. 

Как появилась игра

Игра Stepn была задумана в августе 2021 года в Австралии. Ее основатели Джерри Хуанг и Ян Рон работали в криптовалютной и игровой индустриях. Уже в октябре команда завершила первые тесты и победила на хакатоне от Solana. В игру пришли новые пользователи, после этого команда приняла решение ограничить регистрацию новых игроков. Чтобы начать играть, нужно было получить специальный код активации. 

 

Игру полноценно запустили в декабре, а уже через месяц команда привлекла первые инвестиции — $5 млн от 16 венчурных фондов, среди которых —  Sequoia Capital, Folius Ventures и Solana Capital.

Приложение быстро начало генерировать прибыль — от $3 млн до $5 млн чистой прибыли от комиссий в день с общим доходом до $100 млн ежемесячно, рассказал Techcrunch один из основателей. Количество пользователей также стремительно растет — в день регистрируются десятки тысяч новых игроков. По данным американского Forbes сейчас у Stepn 2,3 млн активных пользователей. Большинство из них — жители США, Японии и Европы. 

 

Как зарабатывают в Stepn 

Игра Stepn работает по принципу Move-to-Earn — двигайся, чтобы зарабатывать. Пользователи игры получают криптовалютные токены за бег или ходьбу на определенной скорости. 

Подходящую скорость можно подобрать с помощью определенного типа кроссовок. Всего их четыре: Walker для ходьбы на скорости от 1 до 6 км/ч, Jogger (4-10 км/ч), Runner (8-20 км/ч) и Trainer. Последний тип кроссовок позволяет зарабатывать на любой скорости ходьбы или бега. Купить кроссовки можно в приложении — они продаются за криптовалюту Solana (SOL) и цена на них постоянно растет. Сейчас самую простую пару кроссовок можно купить за 12-13 SOL — около $540-585 по курсу на 1 июня. Кроссовки также можно покупать или продавать «с рук» другим игрокам на маркетплейсе внутри приложения. Можно также приобрести Shoebox — коробку, из которой выпадает случайная кроссовка. Такая коробка стоит немного дешевле. 

В игре есть и ограничения: бегать, а следовательно, и зарабатывать деньги, можно определенное количество времени в сутках — пока есть так называемые «очки энергии». Если у пользователя меньше трех пар кроссовок, он автоматически получает 2.00 очка энергии в день, что соответствует двум минутам бега. После двух минут бега игра перестанет работать — придется ждать сутки, пока они снова не восстановятся. Кроме того, приложение работает только с включенным GPS — без GPS игроки не получат монеты за бег или ходьбу. Эти ограничения позволяет Stepn ограничить недобросовестных игроков, если таковые захотят обмануть систему: передавать телефон другим лицам для бега или другими способами обмануть датчики в телефоне. 

 

Величина заработка зависит от класса кроссовок, их редкости, уровня прокаченности и Shoe mint — возможности «скрещивать» кроссовки друг с другом и зарабатывать больше. Уже купленные кроссовки можно «прокачивать» за заработанные токены по эффективности, удаче, комфорту и прочности. Чем выше класс кроссовок и уровень их прокаченности, тем больше денег пользователь может заработать за бег или ходьбу. На сайте Stepn есть калькулятор, который позволяет рассчитать, сколько можно заработать в день, бегая в кроссовках с определенными характеристиками. Так, имея одни кроссовки типа Walker первого уровня с эффективностью 1 и энергией 2.00, можно заработать 1,77 GST в день — около $2 по нынешнему курсу криптовалюты. Внутри игры есть конвертер: заработанные токены можно сразу поменять на криптовалюту SOL или USDT, а затем вывести на свой криптокошелек.

Заработать с помощью игры можно и другими способами. Так, предприимчивые игроки «прокачивают» NFT-кроссовки, а затем продают их, например, на «Авито». Стоимость кроссовок на маркетплейсе варьируется от 35 000 до 150 000 рублей в зависимости от их уровня. Предлагают на «Авито» и платную помощь в регистрации или продажу кодов для авторизации в игре, а также курсы по заработку в игре. Стоят они около 3000 рублей. 

Пользователи могут также купить токены игры на криптовалютных биржах, тем самым спекулируя на курсе. При этом владельцу токенов не обязательно быть игроком. 

Кроме того, заработанные в Stepn токены можно тратить: кроссовки иногда «рвутся» и их нужно чинить за деньги, прокачивать уровни и так далее. Можно также просто пополнить кошелек и оплатить эти услуги своими деньгами. 

Компания берет с игроков комиссию в размере 0,5% за торговлю NFT, чеканку и аренду кроссовок. 

 

Как устроена экономика Stepn

Во время игры в Stepn пользователь сталкивается с тремя валютами: Solana, GMT и GST. Криптовалюта Solana используется как валюта для купли-продажи кроссовок и никак не связана с создателями Stepn. 

Токены GMT и GST — это токены, принадлежащие Stepn. GMT — это главный токен проекта, его эмиссия ограничена 6 млрд токенов. Сейчас, согласно информации на сайте Stepn, большая часть этого токена заблокирована. Согласно диаграмме, 30% токенов находятся в экосистеме Stepn, 16,3% — это частные продажи, 14,2% — у команды Stepn, 7% —  на распродаже Binance Launchpad и еще 2,5% — у советников проекта. Остальные 30% находятся в свободном доступе внутри игры — их можно зарабатывать с помощью кроссовок высокого уровня. 

Крупные инвесторы, которым принадлежит чуть больше 16% от всех токенов, не могут их продать — эта возможность заблокирована самим смарт-контрактом, поясняет основатель торговой платформы Cryptorg Андрей Подолян. «Максимум, что приватные инвесторы могут сделать сейчас — это перепродать будущую возможность распоряжаться токенами, получится эдакий аналог фьючерса», — объясняет он. Однако в 2023 году токены станут доступны для продажи: в это время разработчики должны создавать усиленный спрос на токен GMT, внедряя новые механики использования, что должно сгладить постепенный выход инвесторов и снижение цены, считает основатель группы криптокомпаний Tothemoon и инвестор Stepn Владислав Утушкин. 

Со временем токенов GMT становится все меньше — они сжигаются, например, при чеканке новых кроссовок. Узнать количество токенов можно на странице смарт-контракта Stepn. На момент написания осталось 5,871 млрд GMT. По состоянию на 1 июня рыночная капитализация токена составляет $692 млн. 

 

Токен GST — это валюта, которую пользователи получают за ходьбу и бег, а также за которую могут чинить и повышать уровень кроссовок. Он отличается от GMT тем, что его эмиссия не ограничена, то есть на бирже может быть бесконечное количество этого токена. Сейчас стоимость одного токена GST равна $1,15. В начале мая его стоимость достигала $6,7 за токен, однако спустя месяц потеряла почти 80%. 

Цена токена обвалилась на фоне запуска игры на втором блокчейне — Binance Smart Chain, который приносил пользователям большие доходности, чем добыча токенов на блокчейне Solana, объясняет Утушкин. После того как стоимость GST в сети Binance стремительно выросла, Stepn объявили о прекращении работы с пользователями из Китая, сославшись на законодательный запрет криптовалют. Это привело к панической распродаже токена и падению цен, однако, по мнению Утушкина, стало хорошим решением для оздоровления экономики проекта и «сдувания пузыря». «Теперь компания может готовить следующий цикл роста», — заключает инвестор.

Основатель сервиса по выпуску криптовалютных банковских карт Embily Евгений Хашин считает, что главной причиной столь сильного падения стоимости токена является то, что сейчас проект проходит переломный момент. «Когда СМИ начинают интересоваться такими проектами, а вовлеченная аудитория перешагивает пропасть от адептов к масс-маркету, происходит переломный момент — либо рынок не принимает это, либо, наоборот, принимает», — объясняет он. 

У Stepn есть свои рычаги влияния на стоимость токенов и приток пользователей. В одной из публикаций на Medium команда рассказывает, что сейчас ее приоритет — предотвращение волатильности токена GST. Так, Stepn разработал динамическое ценообразование — теперь стоимость кроссовок будет варьироваться в зависимости от курса токена к доллару. Чем дороже будет стоить GST, тем меньше токенов нужно будет для покупки кроссовок. А чем дешевле будет токен, тем больше его понадобится, чтобы начать игру. 

 

Если динамическое ценообразование не поможет сдержать падение GST, команда прибегнет к маркетинговым приемам — предложит игрокам сжечь часть монет за счет обновления кроссовок или добавления новых атрибутов. Таким образом, если игроки потратят свои токены на обновление игровых инструментов, монет в обращении станет меньше, и они будут стоить дороже. Однако пока «ни одна из этих идей не воплощена в жизнь», указывают разработчики Stepn. 

Тем не менее Stepn применяет другие маркетинговые уловки для удержания цены токена. Например, при покупке коробки со «случайной» кроссовкой Stepn давала пользователям два по цене одного. Так, пользователь Reddit купил коробку за 16 SOL и получил две кроссовки типа Runner. 

Второй маркетинговый инструмент — это закрытый вход в игру. Сейчас пройти регистрацию и купить кроссовки можно только по специальному коду. Ежедневно по 1000 кодов компания выдает в своих сообществах в Telegram, Discord или Twitter, их также можно попросить у друзей, которые уже играют в игру или купить в социальных сетях. Последний способ — неофициальный, поэтому при покупке кода активации можно столкнуться с мошенниками. 

Есть ли подвох

 Игроки Stepn рассказывают в соцсетях, как игра положительно повлияла на их жизнь, например пользователи стали более активными, снизили вес. При этом они обращают внимание и на негативную сторону проекта, а именно обсуждают, не работает ли Stepn по схеме Понци — не является ли финансовой пирамидой, в которой выплаты старым игрокам производятся за счет вложений новых игроков. 

 

О влиянии схемы Понци на игры в формате Play-to-Earn (играй, чтобы заработать) было написано и у самой Stepn в своей публикации. Рассказывая о признаках финансовой пирамиды в подобных играх, разработчики указывают, что у их проекта Stepn «сильная токеномика» — то есть у команды есть рычаги влияния на стоимость токенов, и они могут гарантировать их сжигание за счет функции ремонта кроссовок и других. Кроме того, Stepn указывают, что приносят реальную пользу игрокам — то есть пользователи получают вознаграждение за ходьбу и улучшение своей физической формы. 

Однако не все участники криптовалютного рынка согласны с разработчиками. Так, исполнительный директор InDeFi Smart Bank Сергей Менделеев объясняет, что в Stepn отсутствует реальная экономика. Пока экосистема Stepn наполняется только средствами новых пользователей, которые «вынуждены были до последнего времени покупать картинки за $10 000 (сейчас уже значительно дешевле) в надежде на возврат своих инвестиций за пару месяцев при выполнении мнимой, бесполезной работы». Если бы в Stepn присутствовали признаки реальной экономики, например скидки на фитнес-клубы или спортивную одежду, то можно было бы говорить о наполнении ее деньгами извне. Так как этого в игре нет, сейчас Stepn — это финансовая пирамида, заключает Менделеев. 

«Нет никакой разницы, давали бы вам токены за то, что вы гуляете, положив в карман телефон с программой, или же, например, спите, и программа, наоборот, следит за отсутствием активности на экране смартфона, ведь для здоровья нужен восьмичасовой сон. Ни то, ни другое очевидно не создает никакой дополнительной стоимости и является совершенно бесполезным с точки зрения экономики действием, а вся прибавочная стоимость делается за счет привлечения в проект новых пользователей, которые «минтят» новые картинки с кроссовками, покупая на рынке производимые проектом токены разных типов», — объясняет Менделеев. 

Утушкин отмечает, что больше всех на Stepn заработают те, кто зашел в игру на самом старте проекта, однако, по его мнению, это нельзя назвать признаком пирамиды, потому что так работает любой актив на рынке криптовалют. «На мой взгляд, всем давно уже пора снять розовые очки и понять, что рынок криптовалют — это постоянное перемещение большей части ликвидности от одного тренда к другому, и важно попадать в тренд как можно раньше», — говорит криптоэксперт.

 

Те, кто купил кроссовки Stepn в последние дни, скорее всего, никогда не получат свои деньги обратно, соглашается Менделеев из InDeFi Smart Bank. 

Основатель торговой платформы Cryptorg Андрей Подолян считает, что новую жизнь в проект вдохнет функция аренды кроссовок, которую вскоре планирует запустить Stepn. Сейчас это неофициальная функция в приложении. 

Утушкин считает, что проект будет развиваться с помощью подключения к новым блокчейн-сетям, которые разработчики называют царствами. Сейчас игра работает в двух блокчейн-сетях — Solana и Binance. 

В ближайшее время крипторынок ждет бум подобных проектов, и суммарная ликвидность распределиться между самыми удачными, предполагает сооснователь Embily Евгений Хашин. Станет ли Stepn удачным, будет зависеть от работы его команды над экосистемой всего проекта, говорит он. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+