Конфликт на Украине, сбои в поставках, COVID-19: Moody's назвало риски для стран G20
Moody's назвало семь рисков для экономик стран G20 в 2022–2023 годах. Среди них эскалация конфликта на Украине, сбои в цепочках поставок из-за локдаунов в Китае, а также вероятность новых волн коронавируса. Кроме того, агентство ухудшило прогноз по росту ВВП стран G20 в 2022 году с 3,6% до 3,1%
Большинство экономик G20 в 2022–2023 годах сохранят благоприятные темпы роста, однако есть несколько рисков, которые могут подорвать этот прогноз, следует из обзора глобальной макроэкономической ситуации, подготовленного аналитиками Moody's.
Риски, которые усиливают макроэкономическую неопределенность, по оценкам Moody's.
• Эскалация российско-украинского конфликта и/или более широкие санкции в отношении нефти и газа. Такой сценарий приведет к резкому росту мировых цен на нефть, газ и продовольствие, что сделает товары первой необходимости недоступными для домохозяйств по всему миру. Европу ждет рецессия. С падением экономической активности также столкнутся импортеры энергоносителей и продовольствия.
• Продолжительные сбои в цепочке поставок. Агентство обращает внимание на риски периодического закрытия заводов и портов в Китае, которые остаются высокими, пока страна не изменит свою политику по борьбе с COVID-19. С учетом важного значения Китая для мировой торговли это несет высокие риски сбоев в цепочках поставок, отмечает агентство.
• Более значительное замедление экономического роста в Китае, чем ожидалось. Агентство поясняет, что последствия карантина и спада на рынке недвижимости Китая коснутся стран и компаний, которые занимаются торговлей в стране. Однако снижение цен на сырьевые товары из-за снижения спроса со стороны Китая частично компенсирует ценовой шок.
• Ужесточение денежно-кредитной политики, которое становится катализатором рецессии. Денежно-кредитная политика влияет на экономику через кредитование со значительным запозданием. В связи с этим Moody's опасается, что в полной мере последствия ужесточения денежно-кредитной политики начнут ощущаться в то же время, когда потребительский спрос уже снизится. Последствия одновременного повышения процентных ставок и сокращения балансов центробанков могут быть менее благоприятными, чем они ожидают, указывает агентство. Кроме того, аналитики считают, что корректировать денежно-кредитную политику настолько, чтобы замедлить спрос и снизить инфляцию, будет «сложно и чревато ошибками».
• Социальные риски. Неокончательное восстановление стран после пандемии, которое выражается в потере доходов и рабочих мест и приводит к росту стоимости жизни, может вызвать разочарование в национальных и международных институтах и дать почву для протекционизма и популизма, считает агентство.
• Другие геополитические риски. Moody's отмечает изменения в глобальном мировом порядке из-за конкуренции и геополитической перестройки. Рост роли Китая и развивающихся рынков в мировом населении, экономике и финансовых потоках привел к усилению их позиций на международной арене. В то же время за последние два года усилились геополитические разногласия, сталкивающие Китай и Россию с США и другими западными державами. В частности, отношения Китая с США, Европой, Австралией и Индией за последние два года ухудшились, отмечает агентство. «Спецоперация»* России на Украине представляет собой дальнейшее усиление геополитических рисков, указывает Moody's. Если от геополитики будет зависеть все больше экономических решений, процессы станут менее предсказуемыми, а геополитическая и экономическая неопределенность будет расти.
• Новые волны COVID-19. Более чем через два года после начала пандемии большинство стран отменяют ограничения, которые вводились, чтобы замедлить распространение вируса, и возвращаются к нормальной жизни. Однако ситуация может ухудшиться, если появятся новые, устойчивые к вакцинам и более опасные варианты вируса, отмечает агентство.
Кроме того, агентство ухудшило прогноз по росту ВВП стран G20 в 2022 году до 3,1% против 3,6%, которых оно ожидало в марте, а в 2023-м — до 2,9% (в марте агентство прогнозировало 3%).
«Мы понизили наши прогнозы глобального роста [экономики] и повысили наши прогнозы инфляции на 2022 и 2023 год из-за нескольких негативных факторов. Основными факторами замедления экономического роста являются продолжающиеся шоки предложения, которые стимулируют инфляцию и подрывают покупательную способность, а также переход к более жесткой денежно-кредитной политике во всем мире, сопровождающийся волатильностью финансовых рынков, переоценкой активов и ужесточением условий кредитования», — говорится в обзоре. Агентство отметило, что ожидает снижения общих темпов инфляции в следующем году, но, несмотря на это, уровень цен все же остается высоким и будет оказывать давление на потребительский спрос.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.